02.05.
2018
Государственный акт на бессрочного (постоянного) пользования землей, имеющий равную юридическую силу с записями в ЕГРП, является доказательством существования такого права на земельный участок в границах, указанных на прилагаемом к нему чертеже Государственный акт на бессрочного (постоянного) пользования землей, имеющий равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является единственным доказательством существования такого права на земельный участок соответствующего размера в границах, указанных на прилагаемом к нему чертеже.
Содержание
- 0.1 Земельные участки
- 0.2 Что является правоустанавливающим документом на земельный участок и их перечень
- 0.3 Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, имеющий равную юридическую силу с записями в ЕГРП, является доказательством существования такого права на земельный участок в границах, указанных на прилагаемом к нему чертеже
- 0.4 Регистрация права пользования землей: порядок осуществления и законодательное регулирование
- 0.5 Имеет ли законную силу Государственный Акт на право пользования землей, выданный в 1992 году
- 0.6 В каких случаях необходимо оформлять государственный акт на право пользования землей
- 0.7 Документы, подтверждающие право владения землей
- 0.8 Документы на землю
- 0.9 Гос акт
- 1 Госакт на землю в 2019: что такое государственный акт и порядок оформления
- 2 Регистрация права пользования землей: порядок осуществления и законодательное регулирование
- 3 Госакт на земельный участок
- 4 З 1 січня державні акти на землю скасовуються, а перехід прав на ділянки реєструватимуть нотаріуси
Земельные участки
- акты самоуправления на местном уровне или государства (передача из собственности федерального масштаба в распоряжение субъектами, как пример);
- договоры и акты принятия или же передачи (купля-продажа, в форме мены, дарения и др.);
- возымевшие силу решения судов;
- свидетельства о праве наследования участка.
Что является правоустанавливающим документом на земельный участок и их перечень
- Административные акты о выделе земель, выписки из административных актов или постановления правления колхозов (совхозов) о предоставлении ЗУ.
- Договора имущественных сделок: дарственная, купчая или договор мены. Если надел приобретался в результате проведения гражданско-правового действия.
- Свидетельство о вступлении в наследство – для земель, полученных по завещанию или в результате перехода имущественных прав от умершего собственника.
- Договора аренды – для арендаторов ЗУ.
- Выписка из решения суда, если право собственности оспаривалось в судебном порядке.
Рекомендуем прочесть: Первая очередь наследников по закону
Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, имеющий равную юридическую силу с записями в ЕГРП, является доказательством существования такого права на земельный участок в границах, указанных на прилагаемом к нему чертеже
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст.
20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 г. в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ.
Регистрация права пользования землей: порядок осуществления и законодательное регулирование
- Копия заявления о регистрации права пользования;
- Договор или иной правоустанавливающих документ, который сможет подтвердить законность выдвигаемых требований;
- Решение об отказе в регистрации права пользования с обязательной расшифровкой причины такого отказа. Такое решение, выданное органами Росреестра, должно быть оформлено соответствующим образом;
- Квитанция об оплате госпошлины за рассмотрение дела.
Имеет ли законную силу Государственный Акт на право пользования землей, выданный в 1992 году
Следовательно, из положений ВК РФ, ЗК РФ и п. 2 ст.
261 ГК РФ следует, что право частной собственности может возникнуть только на пруд или обводненный карьер и то, только при условии наличия в частной собственности или приобретения в частную собственность земельного участка, в границах которого находится пруд или обводненный карьер, при этом большое количество примеров из судебной практики свидетельствует, что русловые пруды не могут быть причислены к прудам, так как являются частью других водных объектов, находящихся в федеральной собственности. Соответственно береговая полоса рек, однозначно не может являться частной собственностью.
В каких случаях необходимо оформлять государственный акт на право пользования землей
- любые документы, подтверждающие ваше право на пользование;
- кадастровый план участка и кадастровый паспорт;
- справка, в которой указана стоимость участка – выдается земельным комитетом;
- справка о размере налога и площади участка – выдается в налоговой инспекции;
- если на участке есть дом, то необходима справка о его стоимости – в БТИ;
- выписка из ЕГРП, в которой указаны все права, зарегистрированные на данном участке;
- копия документа, подтверждающего личность заявителя.
Документы, подтверждающие право владения землей
Если в бумагах есть приписки, зачеркнутые слова и прочие исправления, которые в них не оговорены, уполномоченный регистрационный орган вправе отказать в приеме таких документов и приостановить все регистрационные действия. При наличии многостраничной документации все листы между собой прошиваются, после перенумеровывания скрепляются печатью и заверяются нотариально либо удостоверяются органом власти, выдавшим эту документацию.
Документы на землю
Но в случае необходимости совершить сделку с такой землей (купить, продать, сдать в аренду и др.) необходимо перерегистрировать права на землю (п. 2 ст. 6 Закона о госрегистрации прав), то есть пройти процедуру государственной регистрации права.
При этом правоустанавливающие документы на землю и свидетельство о зарегистрированном праве и по смыслу, и по содержанию не должны противоречить сведениям, указанным в других справках и документах из комплекта, который необходим для совершения сделки с землей.
Гос акт
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКТ НА ВЕЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЛЁЙ — – документ, удостоверяющий и оформляющий закрепление за колхозом земли на вечное и бесплатное пользование. Выдачей колхозам актов на вечное пользование землёй подчёркивается особая устойчивость права колхозов на пользование землёй … Советский юридический словарь
Государственный акт на земельный участок Ссылка на основную публикацию
Источник: https://exjurist.ru/privatizatsiya/gosudarstvennyj-akt-na-zemelnyj-uchastok
Госакт на землю в 2019: что такое государственный акт и порядок оформления
Земля на законодательном уровне относится к объектам недвижимости. Покупка домовладения, дачи, гаража, как правило, взаимосвязана с приобретением земельного надела под постройкой. Приобретая участок с постройкой или без, желательно знать о его правовом статусе. Осведомленность поможет избежать трений с соседями и судебных тяжб.
Что такое правовой статус земли
Участниками земельных отношений могут быть как физические лица, так и юридические. Правоотношения могут вытраиваться с участием муниципальных образований и непосредственно с субъектами Российской Федерации. Круг лиц, имеющих право совершать какие-либо сделки с землей, регламентируется ст. 5 ЗК РФ.
Итак, правовой статус земельного надела включает в себя целевое назначение, типы разрешенного использования и форму возникновения права.
Под целевым назначением участка принято понимать установленные на законодательном уровне статус и разновидность разрешенного использования земли.
По целевому назначению наделі подразделяются на несколько категорий. Мы поговорим только о двух. Речь пойдет, о землях, на которых гражданин может возводить строения на законных основаниях.
Земли населенных пунктов могут иметь разновидности разрешенного использования такие, как:
- ИЖС — Индивидуальное жилищное строительство.
- ЛПХ — Ведение личного подсобного хозяйства.
- ДНП — Дачное строительство.
Право граждан на ведение личного хозяйства
Сельскохозяйственные наделы, как правило, имеют типы разрешенного использования:
- ДНП — Дачное некоммерческое партнерство или Дачное строительство.
- ЛПХ — Ведение личного подсобного хозяйства.
- СНТ, СНП — Садоводство.
Из вышеизложенного видно, что один вид разрешенного использования, может присутствовать в обоих категориях.
Видовые различия внутри одной категории существенно влиять на оформление разрешительной документации на застройку не будут. Основные расхождения преобладают между категориями.
Земли ИЖС — это территории, которые законодатель относит к городу, селу, деревне. Земли сельскохозяйственного назначения расположены достаточно далеко. Обычно где-то в поле.
Значимое отличие земель СНТ и СНП — отсутствие возможности зарегистрироваться по адресу в новом жилище.
Форма возникновения права осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все правоотношения, связанные с земельными наделами, регулируются Гражданским и Земельным Кодексом.
Земли сельскохозяйственного назначения
Согласно ст.218, а также ст. 552 ГК РФ право на землю возникает в результате проведения сделки купли-продажи либо иной формы сделки предусмотренной законодательством.
Соответственно, обладателем участка гражданин может стать при совершении мены, дарения, аренды, приватизации, наследовании.
Любая форма права подтверждается документально. Существует основной документ и сопутствующие. По записи в основном документе можно понять на каком основании принадлежит земля собственнику. Такая информация позволит выстроить логическую цепочку в последующих действиях при подготовке к приобретению надела.
Итак, из чего же состоит пакет документов, подтверждающий законное правообладание участком. Конечно, основным документом всегда является Договор (купли-продажи, дарения, мены и т.д.). Могут возникать ситуации, когда в роли главного документа будет выступать Свидетельство о наследовании или Государственный акт.
Образец государственного акта на право собственности на землю
Во времена СССР надел выдавался гражданам на основании Государственного акта.
Такая бумага давала право бессрочного (пожизненного) пользования землей.
Документ имеет равную юридическую силу с записями в ЕГРП (Единый Государственный Реестр Прав) и является прямым доказательством того, что участок находится в собственности у гражданина.
К документу прилагается чертеж-схема с обозначением границ земельного надела. Наличие такого документа дает право совершать любые сделки в отношении участка, установленные законодателем.
Приложение к свидетельству на право собственности
Могут встречаться ситуации, когда одним участком владеют несколько человек. Каждому из них может принадлежать как одна доля от всего участка, так и 2, 3 и т.д. Важно понимать, что сделка возможна только при участии всех сособственников.
Возможен вариант, что кто-то будет отсутствовать, но тогда его интересы представляет иное лицо по доверенности. Такая собственность может приобретаться как в единоличное пользование, так и долевое. Купить можно не только целый участок, состоящий из долей, но и определенную долю из общей долевой собственности.
Важно знать! Все сделки, связанные с долевой собственностью, в обязательном порядке оформляются нотариально.
С 5 июля 2016 года окончена выдача Свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимость.
На данный момент государственная регистрация возникновения и перехода прав на объекты недвижимости удостоверяется выпиской из Единого Госреестра прав на недвижимое имущество. Этот документ может выдаваться как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
К основному документу всегда имеется сопутствующий — Кадастровый паспорт на надел.
Кадастровый паспорт
Именно в нем можно отследить имеет ли земля четко выделенные границы. Для этого достаточно посмотреть на колонку 11 (для удобства восприятия её обвели красной линией). Наличие знаков плюс и минус говорит, о том, что надел не межевался.
Участок, имеющий выделенные границы, будет описываться без них. Важно знать, что с 1 января 2018 года сделки с немежеванными участками будут приостанавливаться до момента установления границ участка в натуре.
Обращайте внимание на факт наличия межевания земли. Настоятельно не рекомендуем при покупке брать заботы по проведению процедуры межевания на себя. Довольно часто продавец пытается переложить эти заботы на плечи покупателя. Причины могут быть разными.
В процессе процедуры межевания может выявиться наложение границ и тогда придется договариваться с соседями. А количество купленных соток уменьшится.
Приобретательная давность
Земля может прийти в собственность гражданина еще одним абсолютно законным путем. Исходя из норм ГК РФ, земля может стать собственностью, если гражданин добросовестно заботился об объекте недвижимости на протяжении 15 лет. Порядок перехода участка в собственность регламентирован ст. 234 ГК РФ.
Исходя из норм этой статьи, если гражданин открыто владел землей на протяжении оговоренного срока, ухаживали за ней, как за своей собственной, то он вправе истребовать надел в собственность.
Следовательно, документом, подтверждающим право собственности гражданина, будет судебное решение, на основании которого и вносится запись в ЕГРН.
Такие нюансы не всегда можно отследить в основном документе, особенно если участок покупался и продавался неоднократно. Если возникают вопросы или неясности, всегда можно заказать «расширенную» выписку на участок из Единого Государственного Реестра регистрации Недвижимости (ЕГРН).
Выписка из ЕГРН
Важно понимать, что в этом документе можно отследить историю перехода права начиная с 1998 года. Можно столкнуться с тем, что в выписке не будет никакой информации. В таких случаях необходимо обращаться в администрацию района, где находиться объект недвижимости или городские архивы.
Виды сервитута
Существует еще одни нюанс, о котором будущему собственнику лучше знать заранее — сервитут участка. Интерпретация этого понятия детально изложена в ст. 274 ГК РФ. Сервитут подлежит обязательной государственной регистрации.
Закон определяет два вида сервитута — частный и публичный.
Виды земельного сервитута
Частный сервитут по своей сути — это разрешительная мера для использования части чужого участка земли. С его помощью гражданин может истребовать для себя право свободного передвижения по части надела соседа.
Как правило, Договор сервитута заключается на основании соглашения сторон и на возмездной основе. Но, если сосед в категоричной форме отказывает владельцу соседнего участка, то тот вправе обратиться с иском в суд.
Публичный сервитут возникает на основании законодательных актов. Его прямое назначение — обеспечение интересов муниципалитетов, местного населения, а также защита интересов государства. Сервитут устанавливается на основании проведенных общественных слушаний. С владельцем(ами) земли не согласовывается.
Публичный сервитут может быть наложен для обеспечения:
- Свободного перемещения по участку или его части.
- Осуществления монтажа или ремонтных работ линейных объектов (линии электропередач, водопровода, газопровода, инженерных коммуникаций).
- Для прогона скота.
- Для проведения инженерно-изыскательской деятельности в целях развития муниципальных поселений.
- В целях создания условий свободного доступа к побережью водоёмов.
- Для беспрепятственного рыболовства на замкнутом водном пространстве или возможности охотиться на определенном участке и т. д.
Принципиальное отличие публичного сервитута от частного заключена в том, что последний, как правило, платный.
Но могут быть и исключения, когда публичный сервитут устанавливается на возмездной основе. Это происходит в том случае, если собственник земли испытывает сложности. Например, часть надела становится непригодной для выращивания растений. А также, если возникает необходимость демонтировать или передвигать хоз. сооружения.
При выборе участка необходимо с должным вниманием относиться к наличию сервитута. Следует понимать, что на линии публичного сервитута нельзя возводить какие-либо постройки. Следовательно, проектировать строительство придется с учетом ограничения.
Примеры расположения сервитутов
Довольно часто будущего собственника интересуют задолженности по земельному налогу. Налог на землю именной. Это значит, что все долги остаются за прежним владельцем надела. Гражданин обязан выплачивать налог с момента возникновения у него права.
Закон действует как в отношении граждан, так и юридических лиц. Единственное различие в применении этой нормы заключено в том, что земельный налог для юридических лиц несколько выше.
Знание принципов возникновения права на земельные участки поможет сориентироваться при выборе надела на рынке недвижимости. Однако, одних знаний зачастую недостаточно, чтобы разобраться в нюансах и избежать подводных камней при осуществлении покупки.
Рекомендуем обращаться за помощью к профессионалам. Грамотный юрист поможет разобраться в истории документов и избежать сложностей при оформлении земли в собственность.
Источник: https://OPrave.com/nedvizhimost/uchastok/gosakt.html
Регистрация права пользования землей: порядок осуществления и законодательное регулирование
Право пользования землей — одна из наиболее распространенных форм использования земельных участков, когда земля не находится в собственности, но ею можно пользоваться в своих интересах, в том числе и для извлечения прибыли.
Однако, для того, чтобы полноценно извлекать максимальную выгоду из имеющегося ресурса, необходимо правильно оформить право пользования землей.
Законодательное регулирование права пользования
Любое право на земельный участок, независимо от того, какие возможности оно дает своему обладателю, подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимость.
Основное регулирование права пользования и его оформления осуществляется с помощью Земельного Кодекса Российской Федерации и Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
Статья 271 Гражданского Кодекса регулирует порядок возникновения права пользования на земельный участок, а также возможности, которые это право предоставляет как пользователю, так и собственнику земельного надела.
Если говорить о Земельном Кодексе, то в рамках этого нормативного акта регулирования возникновение использование права пользования на земле осуществляется с помощью глав 3 и 4, в рамках которых рассматривается порядок установления права собственности на землю в зависимости от подчиненности ресурса федеральному, региональному или муниципальному уровню собственности.
Говоря о том, каким образом происходит регулирование установления права пользования земельными участками, необходимо отметить также и региональное законодательство, так как на уровне субъектов также могут устанавливаться регламенты осуществления процедуры регистрации права собственности.
Какими документами закрепляется право пользования земельными участками
Закрепление права пользования на землю может осуществляться получением различных документов, которые смогут подтвердить законность возникновения такого права.
К таким документам будут относиться:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
- Государственный акт о предоставлении участка в пользование;
- Договор о праве пользования землей, заключенный между собственником участка и лицом, которое будет пользоваться им в своих целях;
- Свидетельство о праве пользования.
Государственный акт о предоставлении участка в пользование выступает в качестве одного из ключевых документов, на основе которых производится регистрация права пользования.
Этот документ имеет равную юридическую силу с другими подтверждающими документами и может выступать в качестве основания для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость.
Этот документ оформляется путем подписания соответствующего постановления главой администрации муниципального образования или руководителем специально уполномоченного органа субъекта федерации.
Эти участки компания может продать, но при оформлении документов обязательно должна произойти переуступка прав собственности, то есть выкуп участков будет происходить у компании, которая их выкупит у государства).
Договор пользования также выступает в качестве одного из документов, на основании которого происходит оформление права пользования с внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимость.
Составление этого договора должно происходить в соответствии с требованиями Гражданского Кодекса Российской Федерации. В таком договоре должны быть даны подробные характеристики участка, предоставляемого в пользование, а также зафиксированы все права и обязанности сторон-участниц.
Свидетельство о праве пользования землей выдаётся уже после внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимость.
Этот документ носит характер обязательного и подтверждает право полноценного использования конкретного участка (идентификация надела в этом случае происходит на основании присвоенного ему кадастрового номера) в целях, определенных его назначением (для индивидуального жилищного строительства, ведения сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых и т.д.).
Все эти документы выдаются уполномоченными органами на основании заявления лица, желающего получить участок в пользование. При этом, ошибочно считать, что подать такое заявление может только физическое лицо. Юридические лица в виде организаций разных форм собственности и уставного характера также могут выступать в качестве просителя наделить его правом пользования землей.
Как осуществляется регистрация права пользования
Регистрация права пользования носит обязательный характер, так как это право порождает определенные юридические последствия как для собственника, так и для пользователя.
Осуществляется этот процесс в органах Росреестра, а подача соответствующего заявления должна происходить в территориальное подразделение этого органа или в многофункциональный центр по месту нахождения участка.
Кроме заявления, для внесения полноценных сведений в реестр, лицу, получившему такое право, необходимо будет предоставить еще и дополнительный пакет документов, куда будут входить:
- Государственный акт или договор о праве пользования в отношении этого участка;
- Кадастровые документы на него;
- Документы, подтверждающие полномочия заявителя (если оформление заявления осуществляется не самим пользователем, а доверенным лицом, то в доверенности должны быть прописаны полномочия доверенного лица и срок их действия);
- Если документы подает юридическое лицо, то в пакет документов должна входить действующая на момент подачи заявления выписка из ЕГРЮЛ;
- Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимость, которая сможет подтвердить отсутствие каких-либо прав у третьих лиц на этот участок;
- Документы, подтверждающие уплату госпошлины заявителем.
Следующий этап подразумевает изучение и проверку всех поданных документов сотрудниками Росреестра с целью выявления нарушений в оформлении права пользования.
Однако этот срок установлен для проверки тех документов, которые поданы через МФЦ.
Если подача осуществляется непосредственно в территориальные подразделения Росреестра, срок увеличивается до пятнадцати дней.
Это обусловлено тем, что сотрудники МФЦ проверяют все поданные документы самостоятельно и возвращают их заявителю в случае выявления ошибок в оформлении. То есть в Росреестр поступают уже полностью проверенные документы, на основании которых без дополнительного изучения можно выдать свидетельство о праве пользования землей.
Заключительным этапом станет получение свидетельства о праве пользования землей.
Выдаётся оно по месту подачи заявления и подтверждает право заявителя использовать участок по своему усмотрению.
Переоформление права пользования
Переоформление права пользования осуществляется в том случае, если первоначально оно было предоставлено до момента вступления в силу действующего Земельного Кодекса.
В том случае, если право пользования оформлено с помощью акта о предоставлении земельного участка, свидетельства о праве на участок образца, установленного на момент действия старого земельного законодательства, выписки о предоставлении земли администрацией, переоформление права пользования будет происходить в упрощенном варианте.
Дополнительных проверок в этом случае производиться не будет.
Судебная регистрация
В том случае, если по каким-то причинам в регистрации права пользования отказывают, ее можно осуществить на основании вынесенного решения суда по соответствующему заявлению.
Такое дело будет относиться к категории гражданских дел и рассматриваться судами общей юрисдикции.
В этом документе должна содержаться информация о том, в какой суд направляется заявление; какие претензии должны быть удовлетворены и каким образом.
Для подтверждения законности требований истец должен предоставить все документы, на основании которых суд может вынести справедливое решение.
К таким документам будут относиться:
- Копия заявления о регистрации права пользования;
- Договор или иной правоустанавливающих документ, который сможет подтвердить законность выдвигаемых требований;
- Решение об отказе в регистрации права пользования с обязательной расшифровкой причины такого отказа. Такое решение, выданное органами Росреестра, должно быть оформлено соответствующим образом;
- Квитанция об оплате госпошлины за рассмотрение дела.
Суд, изучив все представленные доказательства, должен вынести соответствующее решение, которое вступит в силу через десять дней после его официального провозглашения.
Судебная практика по признанию права регистрации права пользования землей в России достаточно обширна:
Право пользования землей выступает в качестве одного из наиболее распространённых в современной России видов использования земли с своих интересах. Однако, для получения максимальной выгоды из такого владения, его надо соответствующим образом зарегистрировать.
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/registraciya-prava-polzovaniya-zemelnym-uchastkom.html
Госакт на земельный участок
14.03.2018
Дело в том, что к этому времени владелец земельного участка идентифицировался по фамилии, имени, отчеству (если юридическое лицо, то по наименованию).
Когда имя или наименование отмечалось с ошибками, возникали проблемы, связанные с распоряжением правами в отношении такого земельного участка.
Госакт с ошибками не давал возможности заключить любые договоры, а решалась такая проблема, в частности путем выдачи дубликата госакта по причине утери госакта с ошибкой. Обновленная форма госакта образца 2008 года решила такие проблемы.
Документы, удостоверяющие право собственности на землю
Не обходилось и без откровенных курьезов, когда свидетельства выдавались уже умершим лицам или же детям (например, четырех лет от роду в землепользовании ТОО «Рябининское» Юрьев-Польского района Владимирской области).
В первом случае наследники не только не могут получить свидетельство о праве на наследство по закону у нотариуса, но и вынуждены скрывать от суда, куда они обращаются с иском о признании права собственности на земельную долю в порядке наследования, что на самом деле свидетельство умершему выдавалось райкомземом.
В обоих приведенных случаях регистрационная служба отказывает в государственной регистрации и первичного права, и перехода права на земельную долю.
Несмотря на то, что Комиссия является коллегиальным органом, наличие замечания хотя бы у одного из членов Комиссии делает невозможным получение положительного ответа.
Для работы Комиссии отводится ДВАДЦАТЬ ОДИН ДЕНЬ со дня получения проекта, после чего она подаёт в местную администрацию либо местный совет свое заключение относительно согласования проекта или отказа в его согласовании.
В случае отказа в согласовании проект возвращается заявителю.
Рекомендуем прочесть: Налог после продажи автомобиля
- а) копию или выписку из решения местного Совета народных депутатов или местной администрации о предоставлении земельного участка в собственность, владение, пользование, а также выдаче государственного акта;
- б) выписку из Государственной земельной кадастровой книги;
- в) план границ земель, ранее предоставленных в пользование;
- г) ведомость вычисления координат точек границ земель или абрис с результатами обмера земельных участков;
- д) ведомость вычисления площадей земель, предоставленных в собственность, владение, пользование и экспликации;
- е) перечень нормативных документов, на основании которых установлен особый режим использования земель;
- ж) акт установления (восстановления) границ;
- з) корешки повесток о вызове представителей с распиской о вручении повестки;
- и) документы по контролю и приемке работ;
- к) журналы и абрисы полевых измерений, материалы по их обработке.
Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на землю
- месторасположение участка и его адрес при наличии;
- фамилию, имя и отчество официального владельца, а также некоторые паспортные данные;
- описание участка земли для последующей возможности его идентификации;
- форму права на землю, которая определяется при покупке.
ШАГ 1. Если земля находится на территории населённого пункта, необходимо обращаться в соответствующий совет с заявлением о получении права па разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка (далее — проект отвода) и приложить необходимый пакет документов.
З 1 січня державні акти на землю скасовуються, а перехід прав на ділянки реєструватимуть нотаріуси
З 1 січня державні акти скасовуються, а перехід прав на ділянки реєструватимуть нотаріуси
Галина Ткаченко, юрист, м.Черкаси
З 1 січня набрали чинності відразу два законодавчі акти, якими запроваджено низку революційних змін у сфері земельних відносин. Зокрема, передбачено створення Державного земельного кадастру та введено нові правила реєстрації ділянок та оформлення прав на них.
Відтепер відомості про земельні ділянки міститимуться у двох реєстрах: у вищезгаданому земельному кадастрі, де фіксуватиметься формування земельних ділянок, та в Державному реєстрі речових прав на нерухоме майно та їх обтяжень, до якого вноситимуть відомості щодо оформлення прав на ділянки.
Довгоочікуваний кадастр
Прийнятий 7 липня минулого року закон «Про Державний земельний кадастр» запроваджує створення та функціонування в Україні єдиного реєстру земель.
Завдяки цьому вперше в історії нашої країни всі ділянки зібрані воєдино в електронному вигляді на публічній кадастровій карті.
Законом передбачено обов’язковість відображення відомостей кадастру в мережі Інтернет у режимі відритого доступу за винятком відомостей, вільне поширення яких заборонене законом (це перш за все інформація про власників та користувачів земельних ділянок).
До кадастру включаються такі відомості:
• кадастровий номер;
• місце розташування;
• опис меж;
• площа;
• міри ліній по периметру;
• координати поворотних точок меж;
• дані про якісний стан земель та про бонітування грунтів;
• цільове призначення (категорія земель, вид використання земельної ділянки в межах певної категорії земель);
• склад угідь із зазначенням контурів будівель і споруд, їх назв;
• відомості про обмеження у використанні ділянок;
• нормативна грошова оцінка тощо.
Відповідно, державна реєстрація ділянки являє собою внесення до кадастру передбачених законом відомостей про формування останньої та присвоєння їй кадастрового номера.
Відомості до кадастру вносяться державним реєстратором, а інформація, що міститься в кадастрі, має офіційний характер.
Законом уперше визначено вичерпний перелік документації із землеустрою та оцінки земель, який є підставою для внесення даних до кадастру.
Так, відомості щодо меж ділянки вносяться на підставі відповідної документації із землеустрою стосовно формування земельних ділянок, на підставі технічної документації із землеустрою щодо встановлення меж земельної ділянки в натурі та на підставі проектів землеустрою щодо впорядкування наявних землеволодінь (у разі зміни меж суміжних земельних ділянок власниками останніх).
Що стосується відомостей про цільове призначення ділянок, то вони вносяться на підставі відповідної документації із землеустрою, яка розробляється при формуванні ділянок, та проекту землеустрою щодо відведення ділянки, яким передбачена зміна її цільового призначення. Відомості про нормативну грошову оцінку земель вносяться на підставі технічної документації.
Інформація ж про розподіл земель між власниками та користувачами вноситься відповідно до даних Державного реєстру речових прав на нерухоме майно.
Формуй та нумеруй
Ухвалений закон запроваджує принципово нові правила реєстрації та оформлення прав на земельні ділянки. Якщо раніше державна реєстрація проводилася під час кожної операції із земельною ділянкою та включала процедуру видачі державних актів чи реєстрації договорів оренди, то тепер ця процедура фактично зведена лише до присвоєння ділянці кадастрового номера при її формуванні.
Так, державна реєстрація сформованої (нової) земельної ділянки здійснюється за відповідною заявою шляхом відкриття поземельної книги на таку ділянку. До заяви необхідно додати оригінал документації із землеустрою, яка є підставою для формування ділянки, та її електронний варіант, а також документ, що підтверджує оплату цих послуг.
Державний кадастровий реєстратор має зареєструвати ділянку протягом 14 днів з дня надходження заяви. На підтвердження факту реєстрації заявнику безоплатно видається витяг з кадастру, що містить усі відомості про земельну ділянку, внесені до поземельної книги. Складовою частиною витягу є кадастровий план земельної площі.
Ділянці присвоюється кадастровий номер — індивідуальний цифровий код, що зберігається за нею протягом усього часу її існування. Саме з цього моменту грунт уважається сформованим і на цьому завершується перший етап реєстрації.
Реєстрацію землі та прав власності на неї розділено між двома відомствами. Відтепер органи земельних ресурсів лише присвоюють кадастровий номер і відкривають поземельну книгу.
Державний земельний кадастр містить, так би мовити, технічну інформацію, а реєстрація права власності на ділянку відповідно до закону «Про державну реєстрацію речових прав на нерухоме майно та їх обмежень» відтепер здійснюватиметься в Укрдержреєстрі.
При цьому дві інформаційні системи працюватимуть паралельно за принципом взаємодії.
Отже, після реєстрації ділянки в кадастрі інформація про неї буде передаватися до органу державної реєстрації прав. Таким чином, коли особа, якій надано земельну ділянку, звернеться до Укрдержреєстру, у реєстратора вже буде вся «технічна» інформація про цей грунт.
Крім того, внесено суттєві зміни до Земельного кодексу. Зокрема, уперше передбачено порядок формування земельної ділянки як об’єкта цивільних прав.
При цьому нововведеннями передбачено, що земельна ділянка може бути об’єктом цивільних правочинів лише після внесення відомостей про неї до обох інформаційних баз даних — Державного земельного кадастру та Державного реєстру речових прав на нерухоме майно та їх обтяжень.
Реєструємо права
Як уже зазначалося, реєстрацією ділянки в кадастрі процедура її оформлення не закінчується. Адже право на нерухоме майно, до якого належать і грунти, підлягає обов’язковій державній реєстрації. До цього зобов’язують норми Земельного (стст.125, 202) та Цивільного (ст.182) кодексів.
Реєстрація проводитиметься за місцем розташування об’єкта нерухомості. Для реєстрації прав на земельну ділянку до відповідного органу Укрдержреєстру необхідно подати відповідну заяву. При цьому законодавство надає право подати її в паперовій або електронній формі.
Реєстрація прав здійснюватиметься на підставі:
• договорів, укладених у порядку, встановленому законом;
• свідоцтв про право власності на ділянку;
• державних актів на право власності на ділянку або постійного користування нею;
• рішень судів, що набрали законної сили;
• інших документів, що підтверджують виникнення, перехід, припинення прав на землю.
Процедура реєстрації не повинна тривати понад 14 робочих днів з моменту надходження заяви.
За результатами прийнятого рішення вноситься запис до держреєстру. Після цього ділянка вважатиметься зареєстрованою в установленому законом порядку, а її власник зможе реалізовувати своє право власності відносно неї на власний розсуд.
По права — до нотаріуса
Проте ця процедура передбачена лише для новосформованої ділянки. Що стосується об’єктів, які вже мають кадастровий номер та передаються від однієї особи до іншої, то їх реєстрація проводитиметься в інший спосіб.
Починаючи із січня 2013 року, спеціальним суб’єктом, на якого покладаються функції державного реєстратора прав на земельну ділянку, став нотаріус. Раніше громадяни, котрі придбавали нерухомість, мали укласти нотаріально посвідчений договір, а вже потім іти до органів державної реєстрації, аби офіційно оформити своє право власності.
Однак відповідно до закону «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо вдосконалення та спрощення процедури державної реєстрації земельних ділянок та речових прав на нерухоме майно» починаючи із січня поточного року нотаріус послуговуватиметься Державним реєстром речових прав на нерухоме майно. Це означає, що державна реєстрація прав проводитиметься одночасно з учиненням нотаріальної дії. При цьому заява про державну реєстрацію прав на земельну ділянку подаватиметься нотаріусу, який і вчинятиме таку дію.
Державних актів не буде
Важливою є новина щодо відміни державного акта на право власності на земельну ділянку. Тепер результатом реєстрації права власності на земельну ділянку є:
• витяг з Державного реєстру речових прав на нерухоме майно, якщо реєстрації підлягав перехід права власності на земельну ділянку від однієї особи до іншої;
• свідоцтво про право власності на нерухоме майно в разі безоплатного передання земельної ділянки із земель державної чи комунальної власності за рішеннями органів державної влади, Ради міністрів Автономної Республіки Крим, органів місцевого самоврядування.
Впровадження цих норм пов’язане з тим, що процедура виготовлення та видання державних актів спричинила появу різноманітних бюрократично-корупційних схем і почала створювати суттєві перешкоди в реалізації фізичними та юридичними особами своїх прав. Непоодинокими стали випадки, коли акти не видавалися роками.
Нові положення дозволять узгодити порядок державної реєстрації прав на землю з порядком, що регулює питання державної реєстрації прав на інше нерухоме майно, та суттєво спростять процедуру їх оформлення. Сподіватимемося, що нововведення захистять права власників і землекористувачів.
Источник: https://zib.com.ua/ua/pda/13846.html