Можно ли работать учителем в 17 лет

Учитель – весьма благородная и престижная профессия в РФ. Но, к сожалению, работа учителем в школе не высоко оплачивается.

Из-за низких заработных плат работа учителя стала не только престижной, но и весьма востребованной на просторах РФ.

Многие педагоги предпочитают уезжать работать в другие страны и лишь малое количество учителей остаются работать на территории своей родной страны. В рейтинге средних зарплат в России по регионам зарплата учителя остаётся в хвосте.

Стать учителем дано не каждому. Это сложная профессия, требующая терпения, выдержки и любви к детям. Поэтому основная часть учителей РФ работают не из-за финансовой выгоды, а по призванию.

Они получают моральное удовольствие от общения и работы с детьми.

Особенность работы учителя заключается в том, что педагог должен найти общий язык с детьми, постараться сплотить класс, сделать их дружней, и при этом успеваемость школьников должна расти.

Многие выпускники педагогических вузов после завершения обучения изъявляют желание  работать в школе. Существует несколько способов, как можно устроиться учителем на работу в школе:

  1. Уже на 2-3 курсе молодые педагоги проходят практику в школах. Если будущий учитель зарекомендует себя в качестве коммуникабельного и квалифицированного сотрудника, то у него есть все шансы остаться работать в школе, где он проходил практику. Педагогу потребуется показать все свои навыки и умения, чтобы заслужить доверие педагогического состава.
  2. Трудоустройством учителей в школы занимаются местные органы образования (ГОРОНО – городской отдел народного образования и науки). Будущий педагог при желании устроиться на работу может прийти в подобную организацию и узнать о наличии вакансий. Приходить стоит не позже мая-июня. В эти месяцы набирается педагогический состав.
  3. Самостоятельно узнавать в школах о наличии свободных вакансий. Стоит помнить, что положительная характеристика с места практики лишь увеличит шансы будущего педагога устроиться работать в школу. Поэтому не стоит пренебрегать на практике советами «старших» педагогов.
  4. Найти работу учителя в школе можно в интернете. Существует множество сайтов по поиску работы. На сайте стоит зайти в раздел «Образование», и портал автоматически выдаст вакантные места по разных учебным учреждениям выбранного города.

Одним из самых известных порталов в России по поиску работы является сайт Trudvsem.ru.  На сайте представлена общероссийская база вакансий. Нужно ввести требования будущего педагога по зарплате, региону и графику работы и после этого стоит выбрать сферу деятельности «Образование, наука».

страница сайта «Труд всем»

  1. Одним из самых простых способов устроиться на работу в школе является обращение в родное учебное учреждение, которое вы заканчивали. Если педагог во время обучения нашёл общий язык с педагогическим составом и зарекомендовал себя в качестве ответственного человека, то при наличии свободных мест, специалисту, скорее всего, удастся устроиться на работу.

Многих амбициозных людей, желающих посвятить свою жизнь преподавательской деятельности, интересует вопрос, а можно ли устроиться на работу в школе учителем, не имея профильного образования. К сожалению, это невозможно.

Человеку потребуется закончить хотя бы педагогический колледж или лицей. Но с таким образованием он сможет стать лишь учителем начальных  классов.

Для того чтобы преподавать в старших классах, потребуется закончить высшее учебное учреждение с педагогической направленностью.

В редких случаях устроиться на работу в школу можно без профильного образования. Но для этого человек должен досконально владеть знаниями, которым он желает обучать детей. Решение о приеме на работу принимается администрацией школы.

Для того чтобы устроиться на работу в школе, вовсе не обязательно обладать опытом работы. Специалисты без опыта работы принимаются как в муниципальные, так и в частные школы.

Для увеличения шансов на трудоустройство стоит искать работу в областях, где процент востребованности педагогов выше. В 2018-2019 годах наиболее остро в учителях нуждаются  такие области:

  1. Московская область.
  2. Красноярский край.
  3. Краснодарский край.
  4. Ленинградская область.
  5. Новосибирская область.
  6. Свердловская область.
  7. Волгоградская область.
  8. Омская область.
  9. Ростовская область.

Очень важное значение при приёме на работу играет правильно составленное резюме. В резюме указывается такая информация, как:

  1. Личные данные.
  2. Опыт работы.
  3. Образование.
  4. Категория.
  5. Квалификация.
  6. Контактная информация.
  7. Личные качества.
  8. Разряд.

Если у человека уже имелся опыт работы в школе, то в резюме дополнительно вписываются обязанности, выполняемые на прошлом месте трудоустройства.

Данная информация поможет администрации школы понять, насколько квалифицированный сотрудник и какие обязательства на него можно возложить.

Приём на работу

Если администрацию школы удовлетворяет кандидатура педагога, то издаётся приказ о приёме на работу. Приказ составляется работником кадровой службы. Если на работу принимается один человек, то составляется приказ по форме № Т-1. Если же устраиваются на работу два и более человека, то кадровый сотрудник составляет приказ по форме № Т-1а.

В приказе указывается такая информация:

  1. Название школы.
  2. Номер и дата документа.
  3. Дата приёма на работу.
  4. Дата окончания трудового договора.
  5. Табельный номер.
  6. Фамилия, имя, отчество.
  7. Структурное подразделение.
  8. Должность.
  9. Условия приёма на работу.
  10. Характер работы.
  11. Оклад и надбавка за сверхурочную работу.
  12. Основания для приёма на работу.

Приказ подписывается директором школы и педагогом.

Если основанием для приёма на работу является не трудовой договор, то учитель обязан написать и подписать заявление о приёме на работу.

Заявление о приёме на работу

Для заключения трудового договора педагог обязан предоставить администрации школы пакет документов:

  • паспорт,
  • трудовая книжка,
  • документ об образовании,
  • личная медицинская справка, свидетельствующая о том, что педагог не имеет никаких ограничений в здоровье для работы в школе.

Стоит отметить, что первый год работы в школе не даётся легко. В этот период педагог знакомится с детьми, обменивается опытом и формами работы с другими молодыми учителями.

Адаптация работы в школе в среднем занимает от 6 месяцев до 2 лет.

Требования к учителям

Основное требование к учителям различных специальностей – это соблюдение стандартов ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт).

В ФГОС чётко прописаны личные качества школьников, помочь которые сформировать должен именно учитель. В ФГОС указывается основная образовательная программа, загруженность по тем или иным предметам. Также именно в ФГОС указываются основные для изучения дисциплины.

Согласно ФГОС учитель начальной школы и старших классов должен обладать такими способностями:

  1. Организаторские способности – это умение сплотить учащихся.
  2. Дидактические способности – это умение к подготовке учебного материала.
  3. Рецептивные способности – это умение выявлять особенности психики школьников.
  4. Коммуникативные способности – это умение налаживать контакт с детьми.
  5. Суггестивные. Способности – это возможность эмоционально влиять на учащегося.

Обязанности учителя

Основные обязанности учителя в школе:

  1. Контроль наличия тетрадей у учащихся.
  2. Проверка тетрадей.
  3. Контроль соблюдения порядка.
  4. Выставление оценок в классный журнал.
  5. Преподавание предмета по своей специальности (ведение урока).
  6. Умение отыскать индивидуальный подход к каждому школьнику.
  7. Составление календарных планов.
  8. Составление отчётов.
  9. Подготовка наглядного пособия для проведения урока.
  10. Участие в заседании педагогического совета.
  11. Проведение родительских собраний.
  12. Провождение воспитательной работы.
  13. Организация внеклассных мероприятий.

Преимущества и недостатки работы учителя

Как и каждая профессия, специальность учителя обладает своими преимуществами и недостатками:

Преимущества:

  1. Творческая работа.
  2. Систематическое развитие педагога.
  3. Возможность подрабатывать репетиторством.
  4. График работы. Зачастую учителя работают лишь в первой половине дня.
  5. Отпуск 2 месяца.
  6. Возможность карьерного роста.

Недостатки:

  1. Маленький оклад.
  2. Профессия связана с нервным напряжением. Из-за этого у учителей часто возникают проблемы со здоровьем.
  3. Строгий дресс-код. Учитель является примером для подражания учениками. Поэтому педагог вынужден на работу одеваться строго и в деловом стиле.

Для сравнения приведём видео о работе в школе США. Система образования в США кардинально отличается от нашей.

Заработная плата по специальностям

Стоит отметить, что заработок учителя зависит не только от количества отработанных часов и квалификации, но и от специализации по предмету:

  1. Педагог испанского языка зарабатывает от 45 тыс. рублей в месяц.
  2. Учитель экономики получает примерно от 45 тыс.
  3. Педагог по праву получает от 40 тыс.
  4. Учитель английского языка получает от 15 тыс. Если учитель иностранного языка устроится работать в частную школу, то его оклад будет колебаться от 30  до 60 тыс. в зависимости от уровня престижа школы.
  5. Педагог по вокалу ежемесячно в среднем зарабатывает от 34 тыс.
  6. Учитель физики зарабатывает от 30 тыс.
  7. Педагог японского языка получает от 26 тыс.
  8. Учитель труда ежемесячно в среднем получает по 20 тыс.
  9. Учитель начальной школы зарабатывает от 23 тыс.
  10. Педагог по французскому языку получает примерно 22 тыс.
  11. Учитель математики зарабатывает от 21 тыс. рублей в месяц.
  12. Педагог китайского языка может рассчитывать на оклад от 20 тыс.
  13. Педагог русского языка получает от 20 тыс. рублей.

Заработная плата по регионам

Уровень средней заработной платы учителя напрямую зависит от региона, в котором он осуществляет свою трудовую деятельность.

Город или округ Средняя заработная плата (выражено в рублях)
Ямало-Ненецкий 77 000
Чукотский 75 400
Немецкий 65 370
Ханты-Мансийский 56 900
Камчатка 52 300
Магадан 58 800
Якутия 49 140
Москва 58 800
Сахалин 53 300
Коми 39 460
Хабаровск 34 900
Тюмень 33 700
Красноярск 33 500
Санкт-Петербург 39 000
Архангельск 32 600
Свердловск 29 000
Карелия 29 000
Иркутск 30 700
Татарстан 27 200
Бурятия 27 000
Нижний Новгород 24 800
Ярославль 24 300
Тыва 27 400
Вологда 26 000
Омск 25 580
Кемерово 26 140
Пермь 26 230
Томск 31 400
Рязань 23 000
Самара 24 930
Новосибирск 26 120
Ростов 22 600
Челябинск 27 000
Калининград 26 000
Липецк 22 300
Смоленск 21 600
Калуга 27 000
Ставрополь 21 500
Владимир 21 800
Алтай 22 000
Оренбург 22 900
Воронеж 23 000
Волгоград 22 900
Астрахань 23 600
Тверь 23 820
Ульяновск 20 300
Ингушетия 21 170
Новгород 24 280
Адыгея 20 170
Псков 20 300
Башкортостан 23 500
Орёл 20 000
Тамбов 19 600
Брянск 20 200
Белгород 22 900
Калмыкия 19 000
Киров 20 260
Курган 20 180
Курск 22 000
Пенза 21 450
Саратов 21 280
Осетия 19 800
Костром 20 260
Мордовия 18 700
Дагестан 18 500

График работы учителя

Согласно установленному порядку режим работы педагога не может быть менее 36 часов в неделю. Основная рабочая ставка составляет всего 18 часов. Вторая половина подразумевает под собой время, потраченное на индивидуальную работу с детьми, проверку тетрадей и участие в школьных мероприятиях.

В режиме работы учителя должен обязательно присутствовать методичный день, который необходим педагогу для повышения квалификации, посещения курсов, подготовки к урокам и т. п.

Формы работы в начальных классах

Формы работы применяются для лучшего усваивания материала школьниками. Но если в более взрослом возрасте, школьник уже самостоятельно конспектирует информацию и изучает её, то для учеников 1-3 классов учителя начальных классов применяют такие формы работы:

  1. Иллюстративное обучение. Показывая картинки, учитель добивается лучшего усваивания материала.
  2. Игровая форма способствует развитию умственных способностей и логике. Благодаря игровой форме ребёнок лучше запоминает предоставляемую информацию.

Источник: https://VisaSam.ru/russia/rabotavrf/rabota-uchitelem-v-shkole.html

Прием на работу несовершеннолетних — в возрасте 17 лет, особенности, пошаговая процедура

Изредка встречаются случаи, когда работодатель принимает на работу несовершеннолетних детей, не достигших 18 лет. Он должен понимать, что такое действие сопровождается повышенной ответственностью, дополнительными обязанностями.

Несовершеннолетние граждане обладают расширенными правами, которые гарантированно защищены правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы

Социальная защита прав и интересов несовершеннолетних лиц при трудоустройстве обеспечивается квотирование рабочих мест сообразно указаниям статьи 11 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Он был издан 24 июля 1998 года под номером 124-ФЗ. Мероприятия по квотированию рабочих мест разрабатывают и осуществляют региональные органы исполнительной власти сообразно статье 7.1-1 Федеративного кодекса «О занятости населения в Российской Федерации», который был принят 19 апреля 1991 года.

Несовершеннолетним согласно указаниям правовых актов считается лицо, которому не исполнилось полных 16 лет.

Человек в указанном возрасте обретает ограниченную дееспособность, наделяется правами и обязанностями сообразно Конституции РФ.

В 16 лет он может устроиться на любую работу, чтобы обеспечить себя материальными благами, реализовывать свои права достойную жизнь, на трудовую деятельность.

Трудовые отношения работодателя с несовершеннолетними граждане регламентируются главой 42 Трудового кодекса, иными видами нормативно-правовых актов РФ. Статьей 63 ТК установлен минимальный возраст, когда несовершеннолетний гражданин вправе устроиться на работу.

В текущее время он равен 16 годам, именно с этого возраста несовершеннолетнее лицо начинает обладать правом подписания официальных бумаг, включая трудовой договор.

Разрешено подписывать трудовой договор четырнадцати и пятнадцатилетние дети, но при этом он должен заручиться согласием своих родителей или заменяющих их лиц. Они могут трудиться на легкой работе, исполняя ее в незанятое учебой время.

Несовершеннолетние граждане 14 летнего возраста могут устроиться на работу при получении согласия родителей или заменяющих их лица согласно статье 63 ТК.

Но их трудовая деятельность не должна наносить вред их здоровью, мешать учебе. Вместо них трудовой договор должны подписать родители или заменяющие их лица.

Работодатель при приёме на работу несовершеннолетнего в возрасте 14 лет в трудовой договор должна быть внесена запись о предоставляемых им льготах. Например, относительно продолжительности рабочего времени, трудового отпуска.

Особенности

Работодатель, принимая на работу несовершеннолетнее лицо не должен устанавливать испытательный срок сообразно нормам трудового права. Он для него должен установить сокращенный рабочий день сообразно указаниям статей 92-94.

При этом продолжительность отведенной работе времени должна составлять не более для не достигших совершеннолетия детей в возрасте:

 16 лет  24 часов в неделю
 16-18 лет  35 часов

Сообразно статье 267 ТК продолжительность трудового отпуска для несовершеннолетнего лица должна составлять 31 календарных дней.

Работодатель лишен возможности привлекать несовершеннолетних работников сообразно статье 268 ТК к выполнению трудовых обязанностей в ночное время суток, сверхурочное время.

Данное правило распространено на спортсменов, возраст которых не достиг совершеннолетия согласно указаниям статьи 348.8 ТК.

По общепринятым правилам трудоустроиться несовершеннолетние лица могут в организациях на должности, предусмотренные нормативами трудового законодательства.

Им воспрещается работать:

  • на предприятиях, имеющих вредные и опасные условия труда;
  • в качестве совместителя на нескольких предприятиях;
  • в организациях, где возможно получение повышенных психологических нагрузок;
  • в сфере торговли, связанной с продажей табачных изделий, алкогольных напитков.

Несовершеннолетним лицам категорически запрещается выполнять работы, связанные с подъемом и транспортировкой тяжелых предметов. Работа не должна вредить здоровью несовершеннолетних лиц, доставлять ущерб их нравственному развитию.

Оформление приема на работу рассматривается на этой странице.

Работодатель должен заключить с несовершеннолетним лицом трудовой договор, в котором необходимо указать срок его действия, продолжительность рабочего времени, система оплаты труда, время предоставления трудового отпуска.

Основной деятельностью для указанных лиц согласно указаниям Конституции, иных видов правовых актов является получение образования.

Ему потребуется разрешение родителей или заменяющих их лиц, оформленное в письменном виде на осуществление трудовой деятельности в незанятое учебными занятиями время.

Трудовые отношения работодателя с несовершеннолетними работниками регулируются действующими нормативами трудового права, законодательных актов федерального значения. На них распространяются права и обязанности, возникающие при заключении трудового договора.

Несовершенное лицо при трудоустройстве должно  предоставить:

  • паспорт, подтверждающий личность;
  • медицинскую справку;
  • свидетельство о государственном пенсионном страховании;
  • документ об образовании;
  • расписание учебных занятий;
  • трудовую книжку, если она было заведена ранее на другом предприятии.

Если принимаемое на работу лицо является военнообязанным, то он должен представить приписное свидетельство. Это в основном касается лиц мужского пола.

Соответственно статьями 69, 266 ТК несовершеннолетнее лицо обязано пройти медицинское обследование, поэтому работодатель должен направить его в соответствующее медицинское учреждение.

Работодатель соответственно статье 265 ТК должен создать нормальные условия для выполнения несовершеннолетним лицом функциональных обязанностей.

При этом он должен руководствоваться правилами и нормами акта СанПиН 2.4.6.2553-09, где разъяснены санитарно-эпидемиологические требования, обеспечивающие безопасность условий труда не достигших 18-летнего возраста работников.

Он был утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 30 сентября 2009 года под номером 58.

Любой работодатель вне зависимости от организационно-правовой формы, хозяйственно-экономической деятельности, ведомственной принадлежности должен следовать правилам акта, если он использует труд несовершеннолетних лиц.

Работодатель уплачивает штраф за прием на работу несовершеннолетних лиц с отклонениями от норм правовых актов.

Например, работодатель должен попросить предъявления свидетельства об образовании. Отличительным признаком устройства несовершеннолетнего лица заключается в исполнении функциональных обязанностей в свободное от учебы время.

Оно может не писать заявление, чтобы его приняли на работу, хотя предпочтительнее написать.

Пошаговая процедура

Работодатель должен заключит с несовершеннолетним лицом трудовой договор сообразно указаниям статьи 66 ТК.

На его основании руководитель предприятия должен издает приказ о приеме на работу согласно статье 67 ТК в продолжение трех дней после того, как несовершеннолетнее лицо приступить к исполнению функциональных обязанностей.

Последовательность действий работодателя, осуществляющего прием на работу не достигшего совершеннолетия лица:

  • оформляет трудовую книжку;
  • заводит личную карточку формы Т-2;
  • присваивает табельный номер;
  • открывает лицевой счет.

В обязанности работодателя входит ознакомление несовершеннолетнего работниками со следующими документами:

  • локально-нормативными актами предприятия;
  • должностной инструкцией;
  • правилами техники безопасности;
  • правилами внутреннего распорядка;
  • графиком работы;
  • условия оплаты за труд.

Несовершеннолетний работник должен после ознакомления с вышеуказанными актами подписать приказ о приеме на работу. Как правило, подписи везде ставят его родители или заменяющие их лица.

Прием на работу несовершеннолетнего в возрасте 17 лет

Продолжительность времени на исполнение работы несовершеннолетним лицом в возрасте 17 лет определяется фактом совмещения учебы с трудовой деятельности.

Нормативы продолжительности рабочего времени соответственно трудового законодательства для не обучающихся лиц:

  • рабочая неделя не должна быть больше 35 часов;
  • рабочий день должен быть равен не более 7 часам.

То же для обучающихся лиц, которым исполнилось 17 лет, в образовательных учреждениях начального и средне-профессионального образования:

  • рабочая неделя не должна превзойти 24 часа;
  • рабочий день должен составлять не больше 5 часов.

Соответственно предписаниям ТК длительность времени, отведенного для выполнения работы в продолжение учебного года не должна быть больше 50 % нормы, установленной для лиц 17летнего возраста.

Для лиц, которые совмещают работу с обучением, не вводятся лимиты по предельному рабочему времени на период летних каникул.

При трудоустройстве несовершеннолетних в осенние, зимние и весенние каникулы соответственно статье 92 ТК действует положение о сокращении рабочего времени на 50 %.

Каникулы предоставляются для обучающегося несовершеннолетнего лица, чтобы он имел возможность отдохнуть. Они входят в период учебного процесса, утвержденного Министерством образования.

Если несовершеннолетний работник продолжает обучение в общеобразовательном учреждении с вечерней формой обучения, то ему работодатель должен предоставить дополнительный отпуск для сдачи выпускных экзаменов.

Но общеобразовательное учреждение должно пройти государственную аккредитацию в установленном порядке.

При этом ученикам предоставляется оплачиваемый отпуск:

 9 класса  9 календарных дней
 10 и 11 классов  22 календарных дней

Несовершеннолетнему лицу рабочая неделя в период учебного процесса по его усмотрению должна быть сокращена на один рабочий день или количество часов равному одному рабочему дню.

Работодатель должен произвести оплату за этот день в размере 50 % от средней заработной платы. Но сумма не должна быть меньше размера МРОТ, который на текущее время составляет 5965 рублей.

И в заключении необходимо, что к работодателю применяется административная ответственность при допущении правонарушений в отношении несовершеннолетнего работника. В Российской Федерации действуют различные правовые акты, которые обеспечивают их защиту.

В целом политика государства в отношении несовершеннолетних лиц ориентирована на предоставление им конкретных гарантий, оказание содействия лицам, которые нуждаются в работе.

Какие льготы предоставляются работодателям при приеме на работу инвалидов, читайте здесь.

Про справку о судимости при приеме на работу рассказывается в этой статье.

Источник: http://vkadry.com/priem-na-rabotu-nesovershennoletnih.html

Как я работал учителем второй смены в 18 лет

Мы нашли Максима в интернет-сообществе pikabu, где он рассказывал о своём непростом опыте преподавания в вечерней школе — когда у твоих учеников ещё более непростая жизнь, а некоторые из них гораздо тебя старше. С его разрешения делимся его историей.

Всем привет! Меня зовут Максим, сейчас мне 23 года. Я хотел бы рассказать о начале своей карьеры в качестве учителя информатики. Когда я начал работать в школе, мне было 18 лет — так я стал самым молодым учителем в Москве.

В моей семье почти все работают в сфере образования. Мать — заместитель директора в колледже, сестра — школьный учитель истории. Я же выбрал сферу математики и информатики.

Закончив школу и поступив на первый курс педагогического вуза, я был полон желания работать учителем. Как вы понимаете, в 18 лет пойти работать без высшего педагогического образования в среднеобразовательную школу почти нереально.

Так как у меня было много знакомых в образовательной сфере, я начал предлагать им свою кандидатуру в качестве учителя или помощника учителя.

И вот, спустя некоторое время мне звонит мама.

— Максим, я тебе работу нашла. Учитель информатики в школе, но не совсем простой, часов дадут много. Директор мой хороший друг, зарплатой не обидит, но есть подвох.— Подвох, наверное, в том, что обучать придётся в тюрьме?— Почти.

— (немое удивление)

— Школа вечерняя. Первую половину дня, с 8:00 до 14:00, в школе учатся самые обычные дети, а вот с 15:00 приходят дети и взрослые, у которых не всё хорошо. Они либо из детского дома, либо вышли из тюрьмы, либо из неблагополучных семей, либо это взрослые и даже пожилые люди, по каким-то причинам ранее не получившие образования.— Ты предлагаешь мне обучать уголовников и бабушек с дедушками?

— Они приходят всего два раза в неделю. Это хороший опыт: сможешь научить уголовника — сможешь научить кого угодно.

Чтобы не возникало вопросов, почему меня взяли на работу учителем без образования и опыта работы — в 2010 году было достаточно:1. учиться в педагогическом вузе на факультете, совпадающем с профилем предмета;2. иметь справку о том, что ты учишься в этом вузе;3. получить согласие директора школы;

4. предоставить зачётную книжку.

В 2013 году это уже было бы невозможно.

Школа

Это был пятиэтажный жилой дом, где под школу был отведён первый этаж. Ни спортзала, ни актового зала, ни буфета. 11 кабинетов, канцелярия, два туалета и директорский кабинет.

Охранник, отпустив пару шуточек про мой возраст, всё-таки пошёл к директору и, вернувшись, со слегка офигевшим лицом сказал: «Проходи». Я тут же его поправил: «ПроходиТЕ». Я не школьник и не мальчишка со двора, а, возможно, будущий учитель информатики.

В кабинете меня горячо встретил директор, предложил чай и шоколад, усадил меня в большое кожаное кресло. Осмотревшись в кабинете, я понял, что школа только снаружи выглядит бедно: в помещении сделан отличный ремонт, а на столе стоит новенький моноблок Asus с огромной диагональю. К слову, и во всей школе стояли новые компьютеры.

Директор рассказал, что поначалу придётся очень нелегко. Во второй смене много буйных детей, детей других национальностей, пара взрослых 38 лет с двумя судимостями, пара бабушек лет 60, и пара беременных девятиклассниц.

Кадр из к/ф «Джуно»

Я всё это выслушал, перекрестился и подписал договор на один год — бессрочный договор восемнадцатилетнему предложить не могли.

Первый рабочий день

После рассказов директора мне было реально страшно: я почти не спал всю ночь, думая о завтрашнем дне. В школу я приехал в 7 утра, хотя уроки начинались с 8:15. В первый рабочий день в моём расписании было 3 урока в первую смену и 2 урока во вторую смену. Как только я пришел в школу, я отправился к директору, так как это был единственный человек, которого я знал.

Директор школы, мудрый человек, с тремя высшими образованиями (одно из них — учитель физики), впоследствии всегда помогал мне советом. В то утро он уже был на своём рабочем месте, дал ключи от кабинета и проводил в «столовую».

Называли её так только потому, что там обедали учителя — это была комната 2 х 2 метра.

Директор показал мне мой класс, а потом мы сели за стол и он дал мне несколько советов, как легче провести уроки в первой и второй смене:

— В первой смене у тебя сегодня младшие классы (5, 6, 7). С ними просто, проводишь ознакомительный урок. Знакомишься, общаетесь, если останется время до конца урока, можешь разрешить им посидеть в интернете, они уже умные, всё знают, все ресурсы, на которые им нельзя лезть, заблокированы.

Социальные сети мы блокировать не стали, но, если захочешь, твое право заблокировать. Что касается второй смены, то тебе не повезло… Придут 9-е и 10-е классы, постарайся познакомиться с ними и расскажи план на будущий учебный год, спроси, кто из них будет сдавать ГИА. Сразу скажу, что таких там не будет — они очень буйные.

Ещё среди них есть мужчина 34 лет, ему для работы нужно среднее образование, так что найди к нему подход.

Кадр из к/ф «Большая перемена»

До урока у меня оставалось 30-40 минут, я решил осмотреть ПК учеников, чтобы знать, с чем работать. Оказалось всё лучше, чем я себе представлял — везде Windows 7, программы обновлены, антивирусы установлены. Короче говоря, прямо всё очень хорошо.

Все три урока первой смены прошли практически идеально, дети не стеснялись отвечать, милые, тихие, легко поддаются контролю. Это дало мне настрой на вторую смену.

До урока с 10 классом оставались считанные минуты, и я просто не знал, что делать, безумно нервничал. Прозвенел звонок, я встал из-за стола, чтобы поприветствовать учеников, и…

Никого нет. Вообще. Как я потом узнал, вторая смена обычно забивает болт на первый урок.

Но за 10 минут до звонка в дверь постучал пухленький низкорослый мальчик. Представился Жорой, хотя в электронном дневнике его звали что то вроде «Жоршух» или как-то так. Я разрешил ему войти и он сразу же направился к компам. Я остановил его и попросил сесть за парту.

Он присел, ни тетрадей, ни учебников у него при себе не было. Мы пообщались, ему на тот момент было 19 лет, хотя выглядел он намного младше, рассказал, что выгоняли из многих школ за драки, прогулы, пьянства.

Родителей у него нет, только бабушка и дедушка — следовательно, контроль за ним почти никакой.

К слову, все «проблемные» ученики всегда сами рассказывали «свою историю», даже когда я не спрашивал (а я старался не лезть в их жизнь).

Фото Льюиса Хайна, 1919 г., Сент-Луис.

Источник: Википедия

Я стал готовиться ко второму уроку. После звонка в класс зашло 7 человек (по спискам их было 25). Вместе с ними вошёл запах табака. Они сразу подбежали к компьютерам и попытались их включить.

А я перед уроками специально выключил питание, чтобы познакомиться с классами.

Начались вопросы: почему, мол, компы не работают? А мы что-то писать, что ли, будем? А у меня тетради нет! А у меня учебника!

Минут через десять они всё-таки уселись за парты, и я наконец смог их разглядеть. Это были очень колоритные персонажи. Девушка с розовыми волосами. Мужчина лет 30 в кожаной куртке и ботинках на огромной платформе. Парень с чёлкой, закрывающей почти всё лицо. Девочки-подружки-хохотушки.

Я представился, написал своё имя и отчество на доске, сказал, что теперь я — их новый учитель информатики. И началось…

Вопросы задавал тут не я, а они:

— А сколько вам лет?— А у вас есть девушка?— А вы учитесь?— А чо по жизни делаешь ваще?— В дотку гамаешь?

— А вы есть вконтакте?

Потом открылась дверь и вошёл парень кавказской внешности со словами:

— ТЫ КТО ТАКОЙ?

Тут я понял, что придётся прекращать этот балаган.

— Во-первых, не «ты», а «вы». Я — ваш новый учитель информатики. Вы опоздали на урок. Вы хотите войти? Тогда постучитесь и спросите разрешения.— Или чо?

— Или вы можете идти куда угодно, я поставлю вам прогул, и в конце четверти вы мне отчитаетесь за все дни, когда вас не было.

Кадр из к/ф «История Рона Кларка»

Эти слова помогли классу понять, что просто так тройку в четверти я никому не нарисую. Видимо, сработал принцип тюрьмы — чтобы утвердиться в роли главного, найди самого крутого в тюрьме и побей его.

После этого я почувствовал себя уверенней, спросил, какие темы они проходили с предыдущем учителем. Узнал, что предыдущим учителем была бабушка, разрешавшая им сидеть в интернете весь урок. А ведь темой следующего урока у 10 класса у меня стояло «Программирование»…

Работа

На первом курсе института я совмещал работу и учебу. В деканате после долгих разговоров и решений мне разрешили свободное посещение.

На всех преподавателей это не распространялось — некоторым было всё равно, где я работаю и что я делаю; их задача — обучить меня предмету, и это правильно. Поэтому несколько пар в неделю я появлялся в институте.

В школе подстраивал расписание под себя, и администрация шла мне навстречу.

Умирал от усталости — это мягко сказано. Утро начиналось как минимум с двух кружек кофе. Один раз даже уснул на паре у преподавателя и нехило так храпел (да простит меня Виктор Петрович). Войти в график удалось только на третий месяц работы.

Работал я не только на ставку учителя информатики, но и как «системный администратор», или в простонародье — «помогите пожалуйста у меня принтер не печатает». Работы было много. Кроме того, была отчётность для директора школы, его замов и университета.

Всё, что я делал с учениками на уроке, весь материал и документы нужно было собирать в папку и сдавать в конце года университету — это было требование для свободного посещения.

Помимо подготовки к уроку (нужно было готовить текстовые задания, раздатку для домашней работы, презентации и прочее) я постоянно отвлекался на работу, которую просили сделать меня мои коллеги.

Это могла быть любая мелочь вроде «распечатайте мне две копии вот этого» или «сделайте красивым шрифтом». Иногда врывались ко мне на урок и просили прибежать к ним в кабинет и настроить проектор.

Если говорить про зарплату, для 18-тилетнего студента она была огромной.

Я преподавал информатику в семи классах (с 5 по 11), получалось около 14 часов в неделю плюс дополнительные уроки для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Ещё я получал надбавку за ставку техника, в итоге получалось около 45 тысяч. Мне хватало с головой, позже я даже отказался от ставки техника, чтобы меньше отвлекаться на «монитор не работает».

Учительство

Когда тебе 18 лет, и твоим ученикам 18 лет, очень тяжело заставить их понять, что ты — учитель. Субординация — самое сложное, с чем мне пришлось столкнуться.

Если к тебе не относятся как к учителю, как к наставнику, ни о каком нормальном уроке речи не идёт.

Поэтому каждый раз, когда мне «тыкали» или начинали что-то вроде «братан, ну ты чо, э, поставь троечку по-братски, ты же должен понять, ну» — это приходилось карать жёстким методом кнута.

Коллектив был взрослым и в подавляющем большинстве женским: 80% учителей — женщины от 45 лет. Молодому учителю, которому по паспорту 18, а выглядит он на 16, не очень просто найти со всеми общий язык. Кто-то хвалил, помогал, кто-то осуждал и игнорировал. Незаменима была помощь директора и учителя физики в одном лице.

Помню, зашла ко мне на урок учитель по русскому языку. Это был очень непослушный класс и урок у меня проходил «шумно». Как только она зашла в кабинет, ученики умолкли. Она осмотрела класс и сказала: «Вот чтобы такая тишина была и когда я уйду. Иначе на моём уроке все пишут диктант». Это мне очень помогло. Вроде бы мелочи, но очень важные.

Кадр из к/ф «Класс», Эстония

В коллективе были мерзкие тётки, которые всегда обращались ко мне только по имени, а не по имени-отчеству.

Это важно, потому что если дети слышат, что к тебе учитель-коллега обращается просто по имени, у них в голове тоже возникает вопрос — почему бы и им тебя так не называть? Это важный вопрос этикета и детской психологии. Как-то раз я даже поссорился с одной такой дамой из-за этого.

Она в коридоре отчитывала меня за что-то, как провинившегося мальчика, а я завёл её в кабинет и понятным языком объяснил, что если ещё раз мне будут «тыкать», я буду так же называть её не Светланой Ивановной, а Светкой.

Спустя полгода упорных дисциплинарных наказаний и поощрений я всё-таки нашел общий язык даже с самыми жёсткими уголовниками. Поначалу, конечно, были огромные проблемы с поддержанием дисциплины на уроке. Как-то весь класс просто встал и ушёл с моего урока, когда я запретил им сесть за компьютеры.

Вы можете представить, что чувствует учитель, когда с урока уходят, показывая, что им на всё наплевать? Директор и заместители по воспитательной работе всыпали им по-полной, но мне от этого было не легче. Не раз я задумывался, тем ли я вообще занимаюсь.

Но я читал книги, искал совета у коллег, общался на форуме и постепенно мы нашли с учениками общий язык.

Кадр из к/ф «Учитель на замену»

Главный совет при работе с проблемными детьми — покажите, что вы уважаете их, и они начнут уважать вас.

Уделяйте внимание каждым мелочам при общении с ними. К примеру, я никак не мог найти подход к спортсмену-футболисту. Урок информатики в списке его интересов стоял на последнем месте, и приходил он в мой кабинет только ради того, чтобы его не выгнали за прогулы.

Мой урок часто стоял последним в их расписании, и я договорился с ним, что если он выполнит хотя бы одно задание на уроке, я буду отпускать его за 10 минут до звонка, чтобы он раньше пришёл на тренировку. Да, я делал это вопреки правилам, мне запрещено отпускать детей раньше, потому что я за них отвечаю.

Но это помогло мне и ему: он делал работы, получал оценки, а не просто просиживал время за партой.

Бабушка у меня училась. Сразу скажу, что опыт работы с пожилыми людьми у меня есть. Моей бабушке 73 года, и она активный пользователь ПК. Она сидит в «Одноклассниках», смотрит рецепты на и даже есть в Инстаграме (его она называет «стограмм»).

Так вот, пришла ко мне на урок бабушка и сказала, что ей почти все ставят оценки просто так, но она хочет, чтобы я её научил пользоваться «компутэром».

Оказывается, её сын улетел в Америку, ей нужно было научиться общаться с ним через интернет — по электронной почте и по скайпу. Бабуля узнала от своих подруг, что сейчас в школе преподают информатику и вообще ИННОВАЦИИ бьют ключом.

Это и сподвигло её прийти в наш класс. Скажу наперёд, что за полный год ее обучения я научил её пользоваться почтой и скайпом.

Когда она приходила ко мне на урок вместе с классом, классу я объяснял тему и давал практическое задание, а потом садился с бабушкой за один компьютер и рассказывал, что это за диковинная вещь и как это всё работает. К концу года она уже из дома задавала мне вопросы по электронной почте.

Бабушка, кстати, всегда приносила на урок вкусную выпечку, за что я ей очень благодарен.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/story/i-am-18-year-old-teacher