Воспитатель детского сада занимается рукоприкладством

А вот мама, которая решила довести дело о рукоприкладстве до суда, в дошкольном учреждении подверглась настоящей травле со стороны других родителей. Редакция нашей газеты решила выяснить, как вышло так, что в современном Казахстане на самых маленьких гражданах страны можно запросто практиковать средневековые методы наказания и почему никто за это не отвечает по всей строгости.

Содержание

Баба йога

Пятилетний сын Меруерт Ибраевой уже месяц сидит дома. Родители просто боятся вести ребенка в детский сад.

– Все началось с сообщения в родительском чате WhatsApp. Одна из мам попросила спросить детей о том, как апайка обращается с ними, потому что ее ребенок уверял, что их бьют. Мы все, конечно, начали спрашивать.

И дети стали родителям рассказывать о том, что их заставляют тихо сидеть на стульчиках до тех пор, пока они придут, и до обеда, а тех, кто не слушает, бьют линейкой по голове, запирают одних в туалете, – рассказывает женщина.

И если бы так сказал один ребенок, можно было бы все списать на детскую фантазию, но когда два десятка малышей в разных концах города рассказывают мамам и папам о садиковском “распорядке дня”, поневоле начинаешь что-то подозревать.

Дабы развеять сомнения, родители запросили у заведующей детским садом № 78 “Асыл” видео с камер. На кадрах, которые руководитель дошкольного учреждения после достаточно длительных переговоров предоставила, видно, как дети сидят на полу, опустив головы.

К тем, кто нарушает позу, подходит воспитатель и бьет линейкой по голове, по спине. Дети даже не плачут. Как потом пыталась объяснить педагог, это был урок йоги.

– Они даже когда рассказывали нам, говорили обо всех этих издевательствах, как о чем-то само собой разумеющемся! То есть это был явно не единичный случай.

Дети привыкли к тому, что в детском саду их бьют, заставляют часами сидеть на одном месте.

У нас есть видео, где их бьют линейкой, но дети говорили и об избиениях телефоном. Мой пятилетний сын несколько раз приходил домой в мокрых штанишках. Потому что воспитатель не отпускала его в туалет. А еще часть наших детей могли оставить в группе одних, пока идут гулять с другими, – перечисляет нарушения, которые удалось выявить в группе “Шугыла”, Меруерт Ибраева.

Бои без правил по минимальным ставкам

Случаев, подобных этому, в Казахстане за последнее время известно много.

В Карагандинской области воспитатель на сончасе душит детей, в Павлодарской – бьет ребенка за то, что тот что-то не поделил с ее сыном, и т. д.

Список можно продолжать очень долго. Что это – случайность? Нервный срыв у педагога? Хотелось бы, конечно, верить. Но все такие истории заканчиваются удивительно похожим образом: засветившегося на видео педагога увольняют либо переводят в технический персонал, а детский сад работает дальше без изменений.

А где же повышенный контроль со стороны управления образования? Где разбор ситуации и попытка выяснить причины жестокого отношения? Где, в конце концов, ответственность руководства?

– Когда с нами все это приключилось, мы, конечно, разговаривали с заведующей. Меня просто шокировало ее поведение. Она не стала извиняться перед нами, не стала ничего объяснять.

Сказала, что мы можем жаловаться куда угодно, максимум, что ей будет, – выговор. Как показало время, всё правда, – говорит Меруерт.

Шокирующая запись: в Алматы воспитатель детсада наступала воспитанникам на ноги и била их линейкой

Она написала заявление на сотрудников садика в РУВД, после этого там прошло собрание, на котором присутствовали специалисты управления образования и родители детей из других групп.

Все собрание мамы и папы усиленно хвалили заведующую и уверяли чиновников, что этот случай был единичным, а кто-то пытается на происшедшем “словить хайп”.

Да и суд оказался к педагогам весьма лояльным. Воспитателю назначили штраф в размере 24 тысяч тенге, а заведующей постановили объявить выговор.

Всё хорошо?

– Меня на суде упрекали, что я не отвела ребенка к судмедэксперту, говорили, что факт рукоприкладства доказать сложно. А как же видео? А как же мой ребенок, который теперь просыпается с плачем по ночам? Почему я должна его подвергать еще большему стрессу, чтобы доказать то, что и так очевидно? – недоумевает Меруерт Ибраева.

Женщина считает, что основной виновник происшедшего – даже не уволенная воспитательница, а директор детского сада, которая, имея камеры видеонаблюдения, пропустила такие “уроки”, а также наняла на работу сотрудника, как ей кажется, с садистскими наклонностями. Она настаивает на более серьезном наказании для заведующей. С этим в корне не согласны другие родители дошкольного учреждения.

Родительская общественность ДС “Асыл” собирает подписи в поддержку директора, упрекает Ибраеву в личной неприязни и раздувании из мухи слона.

Это, к слову, достаточно стандартная практика. Если посмотреть историю всех новостей о происшествиях в детских садах, то вслед за обвиняющей стороной всегда находятся родители, горой встающие на защиту администрации учреждения. Так или иначе, но в итоге директора детских садов всегда оказываются вроде как и ни при чем.

Да и в соцсетях под очередной новостью о рукоприкладстве в детском саду обязательно находятся комментарии, в которых пользователи оправдывают жестокость низкой зарплатой воспитателей и большим грузом ответственности, который на них лежит.

Между тем все по тем же новостям можно сделать вывод, что видео с издевательствами над детьми в общий доступ выкладывают уволенные сотрудники садов, родители, но никак не заведующие, которые обязаны постоянно мониторить видеокамеры. Директрисы невнимательно смотрят или же не видят ничего предосудительного в таких методах “воспитания”?

По всей строгости

В отличие от простых родителей экс-министр образования и науки РК, а ныне сенатор Бырганым АЙТИМОВА понимает, что жестокость в отношении детей чьим-то плохим настроением и низкой зарплатой оправдать нельзя.

– Каждый случай рукоприкладства в детских садах, я считаю, вопиющий. Он должен широко освещаться и осуждаться обществом. Это неприемлемые методики воспитания! Я считаю, что если в детском саду происходят такие безобразия, то такой надо закрывать, – говорит она.

Как напоминает сенатор, ребенок – это ответственность не только родителей и детского сада. Это граждане Казахстана.

И в первую очередь именно государство должно быть заинтересовано в том, чтобы эти малыши выросли в достойных взрослых.

Что же касается лояльности правосудия, то, по мнению Бырганым Айтимовой, все обусловлено имеющейся практикой и, скорее всего, суд решил верно.

Вместе с тем, как подчеркнула она, если есть проблема, то ее всегда можно решить – парламент регулярно редактирует законодательство, и если инициативная группа родителей выступит с предложением ужесточить наказание за рукоприкладство педагогов в образовательных заведениях, то парламентарии его обязательно рассмотрят.

Камера по ним плачет

С Бырганым Айтимовой мы разговаривали в кулуарах встречи сенаторов с руководством минобра, посвященной реформе дошкольного образования.

В течение двух часов чиновники во главе с министром образования и науки РК рассуждали о том, как поднять воспитателям зарплату, обеспечить всех детей местом на муниципальном горшке и чему учить малышей. Об участившихся фактах рукоприкладства напрямую не вспомнил никто.

В то же время министр образования и науки РК Ерлан САГАДИЕВ сказал, что “в целях создания условий безопасного пребывания детей в соответствии с приказом министерства по оснащению оборудованием организаций образования в 3 589 (58 процентов) детских садах установлены 40 452 видеокамеры”.

Чтобы эти условия были совсем безопасными, оснастить видеокамерами надо еще 40 процентов детских садов. Грязное белье: обвиненная в педофилии воспитательница детсада дала эксклюзивное интервью «Каравану»

При этом, как уточнил главный педагог, речь идет о том, чтобы поставить камеры в группах и спальнях. Чтобы сделать прозрачной всю территорию детских садов, по подсчетам МОН, необходимо около 400 миллиардов тенге.

После встречи мы решили спросить у министра, что ведомство планирует на системной основе делать с жестокими педагогами. Ерлан Сагадиев отметил, что в каждом конкретном случае должны разбираться компетентные органы, а минобр делает ставку исключительно на камеры видеонаблюдения.

– Чем больше камер мы ставим, тем больше таких случаев всплывает. Мы-то все думали, что нет таких фактов, но видеонаблюдение свидетельствует об обратном, – сетует Ерлан Сагадиев.

Кроме того, министр напомнил, что из 9 000 выпускников педагогических факультетов по специальности идут работать лишь 10 процентов.

Некоторые понимают, что педагогика – это не их стезя, другие не хотят идти работать за 40 тысяч тенге в месяц. А именно столько получает казахстанский воспитатель без опыта работы.

“Дети никогда не врут”

Дети не врут, а взрослые не всегда могут распознать скрытого тирана. Председатель ОИП и ЮЛ “Союз психологов Казахстана” Гульзат АСАНОВА рассказала, что делать, если ребенка обижают “тети” из детского сада.

– Гульзат, в последнее время случаев, когда воспитатели издеваются над детьми, стало заметно больше. С чем это может быть связано?

– Я считаю, что директора детских садов должны более ответственно подходить к набору персонала.

Было бы хорошо, если при найме на работу с воспитателя требовали не только справку о том, состоит он на учете у психиатра или нет, но и проводили тест на агрессивность.

Их множество, и они помогут выявить у человека склонность к насилию, нервозность и стресс. Понятное дело, что в таком состоянии подпускать человека к детям нельзя.

Если директор не справляется, всегда можно позвать квалифицированного психолога. Мы обучим или подберем нужную кандидатуру.

– Но, когда факт рукоприкладства обнаруживается, чаще всего родитель и обиженный ребенок оказываются один на один не только с администрацией детского сада, но и против других родителей. Которые устраивают сбор подписей в защиту руководства сада, обвиняют ребенка и родителей в том, что они сами виноваты… Это что, стокгольмский синдром?

– Не думаю. По мне – так всё гораздо проще. Другие родители боятся закрытия садика, потому что не хотят искать другой. Боятся, что если они пойдут против администрации, то попадут под какое-то давление сами и это отразится на детях.

– Но ведь нет гарантии того, что однажды их ребенка не стукнет воспитатель…

– Да, нет. Поэтому я и говорю о том, что нужен более строгий отбор на эту работу, нужны не только квалификационные, но и психологические тесты. У нас и так в стране с педагогикой не все гладко – низкий балл при поступлении в вузы и колледжи на данную специальность спровоцировал приход в профессию массу случайных людей.

– А как понять, что над ребенком в садике издеваются? Особенно если он еще маленький?

– Если ребенок разговаривает, можно просто спросить: как ему в садике? Как они занимаются с воспитателем? И так далее. Дети никогда не врут!

Стоит также обратить внимание на поведение малыша. Если не хочет ходить в детский сад, плачет – все это должно насторожить.

В крайнем случае я бы советовала обратиться к психологу, у которого есть методики определения, правду говорит ребенок или сочиняет, есть способы коррекции поведения. Почему нельзя игнорировать детские страхи

– Услуги психолога стоят достаточно дорого. Что делать тем, у кого денег на это нет?

– Если говорить об Астане, сейчас многие компетентные психологи консультируют бесплатно в дворовых клубах, организованных ОФ “Замандас”. Туда можно прийти и на групповую терапию, и на индивидуальную консультацию.

Также нашим союзом в социальных сетях запущен список профессиональных психологов, оказывающих услуги за символическую плату в разных городах страны.

Их контакты можно взять на моей странице в “Фейсбуке”. Семьи, у которых в данный момент сложная жизненная ситуация, с низким доходом, могут воспользоваться этой возможностью.

Детская психика очень гибкая, если вовремя обратиться к профессионалам, то можно за несколько сеансов откорректировать негативный опыт.

АСТАНА

Источник: https://www.caravan.kz/gazeta/obyknovennyjj-sadizm-rukoprikladstvo-v-detsadakh-stalo-normojj-493981/

Куда и как жаловаться на воспитателя детского сада – образец и порядок оформления жалобы

Родители являются законными представителями интересов своих детей (статья 64 Семейного кодекса). И если интересы ребенка нарушаются, они имеют право на их защиту.

Иногда подобное происходит в дошкольных воспитательных учреждениях, где вместо всестороннего развития дети порою проходят суровую школу жизни, сталкиваясь с насилием, унижением или безразличием.

Жалоба на нерадивого воспитателя нередко помогает избавиться от работников, которым не место в детском садике.

На что можно пожаловаться

Когда речь идет о криминальных действиях со стороны воспитателя, от родителей должна поступать не жалоба, а заявление в полицию. Оно необходимо, если ребенка в детском саду избивают, совершают в отношении него сексуальное насилие или другие преступные деяния. Это повод для возбуждения уголовного дела и изоляции воспитателя-садиста.

Жалоба на воспитателя детского сада обычно пишется, когда родителям стало известно о следующих фактах:

  1. Воспитатель не организовывает досуг детей: не проводит развивающих занятий, не предлагает игры, не выводит воспитанников на прогулку.
  2. Сотрудник не следит за жизнью и безопасностью детей, постоянно отвлекаясь на личные дела.
  3. Собранные на нужды детей средства полностью или частично присваиваются педагогом.
  4. Работающий с детьми сотрудник очень груб и раздражителен при общении с ними, позволяет себе использование ненормативной лексики, обидных прозвищ, постоянно повышает голос на своих подопечных.
  5. К ребенку применялись недопустимые методы наказания. Многочисленные телесюжеты на эту тему повествуют о нездоровой фантазии некоторых особей педагогического коллектива: детям заклеивают рот скотчем, привязывают их к стульям или кроватям, лишают еды, оставляют одних в закрытом помещении, используют иные жестокие методы воздействия на ребенка.
  6. Воспитатель занимается рукоприкладством. Он не избивает детей, но позволяет в отношении них шлепки, щипки, щелбаны, легкие удары посторонними предметами. О таких методах воспитания можно догадаться по синякам и царапинам, периодически возникающим на теле ребенка.

Вышеперечисленные обстоятельства являются достаточными основаниями для жалобы на воспитателя детского сада.

Куда пожаловаться родителям воспитанника

Рассмотрим подробнее, куда жаловаться на воспитателя, если возник конфликт.

Когда причина для заявления не связана с совершением преступления в отношении малыша, следует попытаться решить вопрос мирно.

Это позволит не только сберечь нервы и время, но и тщательно разобраться в конфликтной ситуации. Нередко случается, что в реальности она окажется не такой, как казалась родителям ребенка.

Докладная руководству воспитательного учреждения

Сначала нужно обратиться с жалобой к заведующей детского сада. Это правильный вариант, особенно если недовольство родителя связано с организацией воспитательного процесса или соответствия ее подчиненного занимаемой должности.

Например, можно поинтересоваться, почему с детьми не умеет ладить воспитатель-педагог, аттестованный на высшую категорию.

Или почему в ответ на безобидные проделки малышей сотрудник детсада или детского летнего лагеря разражается нецензурной бранью.

В докладной представитель ребенка подробно излагает, чем его не устраивает воспитатель, подтверждая слова конкретными фактами. Обвинение не должно быть голословным. В частности, если работник обвиняется в рукоприкладстве, нужно описать конкретные случаи, когда он в этом был замечен:

  • указать дату и время события;
  • в отношении какого ребенка совершалось физическое воздействие;
  • по какой причине;
  • в чем оно выражалось;
  • откуда заявителю стало известно о случившемся.

Перед тем, как написать жалобу, желательно собрать доказательства излагаемых фактов: фотоматериалы, медицинское освидетельствование, заключение психолога, к которому были вынуждены обращаться родители. Или сослаться на имеющуюся аудио- или видеозапись, которую заявитель готов продемонстрировать при личной встрече.

Когда отец или мать жалуются на педагога-воспитателя, в заключение докладной обычно указывают, каким должен быть ответ заведующей детсадом. Наиболее распространенным является требование родителя уволить не справляющегося с должностными обязанностями работника дошкольного учреждения.

Написать жалобу на воспитателя детского сада можно по образцу, или составить в произвольной форме. Готовый пример жалобы на воспитателя ценен лишь общей фабулой и расположением реквизитов. Но поскольку родитель жалуется на определенную конфликтную ситуацию, составляя заявление, ему придется исходить из конкретных обстоятельств, а не шаблона.

Скачать (zhaloba-na-vospitatelya-gruppy.doc, 32KB)

Заведующая обязана дать ответ на родительский сигнал, если он будет ею зарегистрирован. Подавая докладную, нужно попросить ее расписаться на втором экземпляре.

Если, несмотря на это, ответ на жалобу не будет получен, или он не устроит родителя, нужно обратиться выше – в департамент образования.

В их управление по воле соответствующего министерства передано непосредственное руководство дошкольными учреждениями.

Обращение в вышестоящий орган

В департамент образования направляется уже не просто заявление на воспитателя, а жалоба на детский сад, а точнее – на действия или бездействие его руководителя.

Родитель вначале рассказывает о ненадлежащем поведении педагога, а затем сообщает, что, несмотря на его письменное обращение, руководство сада не предприняло мер для решения проблемы.

Жалоба на неактивную заведующую детским садом подкрепляется копией заверенного заявления, которое подавалось на ее имя.

Как правильно написать жалобу в вышестоящий орган, подскажет либо квалифицированный юрист, либо готовый шаблон. Образец жалобы на воспитателя и руководство сада в инстанцию, контролирующую его работу, смотрите ниже.

Вес документа увеличивается, если он подан не единолично, а коллективно, с сообщением о многочисленных фактах неисполнения воспитателем должностных обязанностей, недопустимого отношения к разным детям.

Коллективную жалобу нужно подписать всем его составителям.

Скачать (Kollektivnaya-zhaloba-detsad.doc, 28KB)

На ответ по жалобе родителя на заведующую детским садом чиновникам департамента дается 30 дней (статья 12 Федерального закона о порядке рассмотрения обращений граждан). В исключительных случаях его разрешают продлить еще на месяц. Чтобы ускорить рассмотрение заявления, в конце текста иногда делается приписка, что аналогичная бумага отправлена в органы прокуратуры.

Обращение к прокурору

Жалоба на высшую инстанцию подается уже в прокуратуру. В ней родитель последовательно рассказывает:

  • что послужило поводом к написанию первоначального заявления (указываются претензии к педагогу);
  • о письменном обращении к заведующей воспитательного учреждения (и реакции на него);
  • про жалобу на детский сад, отправленную в департамент образования (и реакцию чиновников).

В прокуратуру пишут письма не только при отсутствии должного реагирования со стороны иных должностных лиц.

Надзорную инстанцию следует информировать о ненадлежащих действиях педагога, если в них есть состав преступления: вымогательство, воровство, халатность.

Если в отношении ребенка совершенно тяжкое и особо тяжкое деяние (изнасилование, значительное причинение вреда здоровью), к делу подключается Следственный комитет.

Прокурор пишет ответ на поступившую жалобу с использованием ведомственного бланка. Документ оформляется в течение 30 дней с момента регистрации заявления родителя.

Скачать (zhaloba-detsad-v-prokuraturu.doc, 25KB)

Заявление в Роспотребнадзор

Роспотребнадзор – инстанция, куда следует обратиться, если сотрудниками детского сада:

  • не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы (воспитатели ходят без халатов, в помещениях есть тараканы, туалеты плохо убираются и т.д.);
  • организовано некачественное питание для детей;
  • разрешено размещение общежития на территории детсада;
  • допускаются иные нарушения, ставящие под угрозу здоровье ребенка.

Став свидетелями подобных фактов, родители имеют право обратиться в Роспотребнадзор с заявлением, где подробным образом они описываются. Данная бумага станет основанием для внеочередной проверки детсада. Если указанные в жалобе обстоятельства подтвердятся, виновные лица понесут административное и дисциплинарное наказание.

Родитель в интересах ребенка вправе пожаловаться на любое некорректное поведение воспитателя или другого сотрудника дошкольного учреждения.

Своевременная реакция взрослых убережет детей от нравственных и физических страданий, не позволит им стать жертвой халатности нерадивого педагога.

Но чтобы жалоба не стала наговором, важно подтвердить ее реальными фактами, документами, фото- и видеоматериалами пребывания ребенка в детском саду и другими доказательствами.

Источник: https://zpp.guru/uslugi/zhaloba-na-vospitatelya-detsada/

Обязанности воспитателя – узнаем задачи педагога-дошкольника

Доброго всем дня, уважаемые коллеги, читатели и просто мои дорогие друзья! Ваша Татьяна Сухих решила сегодня рассказать вам, какие обязанности воспитателя она сама, то есть, я, выполняет на своем рабочем месте. Я знаю, что многих родителей, особенно, молодых и особенно – мам и бабушек, волнует вопрос: что воспитатель обязан точно делать для их ребенка, а чего требовать от педагога не стоит.

Какие претензии часто предъявляют воспитателю родители?

Эту статью я решила написать, основываясь на собственном опыте, а также, вспоминая случаи из практики моих сотрудников, и изучив тематические блоги родителей. По моим наблюдениям, есть несколько типов родителей: активные, но безобидные, агрессивные, адекватные, равнодушные или слишком тактичные.

Первые всем интересуются, постоянно звонят и расспрашивают о своем ребенке, стараются сделать что-то для группы, часто устанавливают достаточно близкие отношения с воспитателями и администрацией детсада.

Они могут быть слишком надоедливыми, но такие родители очень помогают нам, берут на себя разные организационные вопросы и т.п.

Они обычно не придираются к воспитателям, не конфликтуют, а стараются всячески их задобрить.

Агрессивные – это головная боль для всего садика. Этих родительниц все знают в лицо, они постоянно пишут жалобы, конфликтуют с педагогами и другими родителями.

От этого, конечно, страдают все, в том числе и их же дети, поскольку они чувствуют отторжение со стороны коллектива.

Педагог-профессионал не переносит свое отношение к конфликтным родительницам на их детей, но все равно, люди есть люди…
Этот типаж всегда недоволен: то не покормили, то не одели и не причесали нормально, то обидели, то простудили, то нос не вытерли…

Адекватные родители не станут конфликтовать по мелочам. Но они не смолчат, если что-то им не нравится. Такие родители доброжелательно, но твердо объясняют педагогу свою позицию и свою просьбу. Что говорить – этот тип родителей наиболее приятен любому воспитателю. Они знают свои права и не требуют невозможного.

Равнодушные могут быть действительно пофигистами, а могут быть просто слишком интеллигентными, чтобы выражать свое недовольство. Они не в силах заставить себя высказать претензии, даже если происходит что-то действительно безобразное: воспитатель не уследил за ребенком, и он разбил нос, постоянно ходит в мокрых штанишках, на улицу одет небрежно и т.п.

Вообще все претензии можно свести к одному: плохой уход и присмотр за детьми. Думаю, любой из вас, друзья, у кого есть дети, имеет множество «страшных» историй про бестолковых воспитательниц.

Пройдемся по конкретным обязанностям воспитателя в соответствии с ФГОС

Хочу сразу сказать, что про вытирание носов, плетение косичек, правильное одевание и докармливание ничего не сказано в должностной инструкции. Так что, опрятный внешний вид ребенка зависит от личности самого воспитателя. Если ему (ей) все равно, как выглядят дети, или сама воспитательница не отличается аккуратностью, то тут уж ничего не изменить.

Если других недостатков нет – она добра к детям, малыши сыты и веселы, то стоит принять ситуацию и не нервничать. Но когда детки ходят неопрятные, в группе бардак, режимные моменты не выполняются, то тут уж нужно проявлять недовольство.

С другой стороны, когда мамочка сооружает на волосах девочки башни с множеством заколок и резинок, то, извините, для сна все равно это расплетется, а потом никто обратно возводить прически не будет, хвостик или косичка – и хватит.

Обычно я проговариваю с родителями все требования к одежде, прическе, наличию сменки и другие вопросы, чтобы потом не возникало недоразумений.

Итак, кратко о должностных обязанностях:

  • Построение и организация воспитательной и образовательной работы в соответствии с требованиями образовательных программ;
  • Тщательный присмотр за вверенными детьми в помещении и на территории сада строго по требованиям инструкции по охране здоровья и жизни детей;
  • Контроль состояния здоровья малышей, постоянное проведение мероприятий по укреплению физического и психологического здоровья, обеспечение гигиены по СанПин;
  • Всестороннее изучение индивидуальных способностей и особенностей каждого ребенка, на основании наблюдений построение коррекционной и воспитательно-образовательной работы;
  • Строгое соблюдение режима дня и плана занятий в доу;
  • Целенаправленная и постоянная просветительная работа с родителями;
  • Выполнение предписаний и требований нормативных документов по ФГОС

Это краткое перечисление моих обязанностей, но каждый из перечисленных пунктов содержит огромный перечень режимных и воспитательных моментов. Самое главное – ответственность за здоровье и жизнь малышей, а также четкое выполнение должностной инструкции.

Какой багаж знаний обязан иметь воспитатель для осуществления своей деятельности?

Понятно, что базовые знания по педагогике и образовательной программе в саду дает специальное учебное заведение. Но вот конкретно, что должен знать педагог-дошкольник?

Основные нормативные документы, научные педагогические и психологические дисциплины, правила:

    • Ключевые направления развития современной дошкольной образовательной системы РФ;
    • Нормативные и законодательные акты в рамках своей деятельности (по ФГОС);
    • Международную конвенцию ООН о правах ребенка;
    • Дошкольную педагогику, социопсихологию, возрастную психологию;
    • Основы психологической детской реабилитологии;
    • Психологические и физические особенности детей с ограничениями по здоровью;
    • Методика мониторинга развития дошкольника и другой инструментарий;
    • Законы этики педагога;
    • Методика и практика организации досуга дошкольников в пределах ДОУ;
    • Современные инновационные технологии дошкольной педагогики;
    • Психологические приемы воспитательного воздействия на детей, основы эффективного коммуницирования с родителями воспитанников и коллегами;
    • Методы и приемы диагностики, профилактики и устранения конфликтных ситуаций в детском и взрослом коллективах;
    • Основы социологии, экологии, экономики;
    • Трудовой Кодекс РФ;
    • Правила пожбезопасности и охраны труда;
    • Санитарные нормы в дошкольных учреждениях;
    • Основы работы с текстовым редактором и т.п.

Функции воспитателя нельзя втиснуть в шаблон должностной инструкции, как вы понимаете. Даже перечисленные мной требования можно долго и нудно дополнять и расшифровывать. Работа с детьми – это каждый день экзамен на профпригодность, да и просто – на человечность.

Если говорить терминами, хороший воспитатель должен обладать определенными компетенциями, которые обозначены ФГОС. Что входит в перечень компетенций? Это те качества и знания, которые обеспечивают необходимые условия для развития дошкольников.

Какие компетенции определяют уровень профессионализма воспитателя?

      • Умение организовать эмоционально благополучный климат в группе путем непосредственного общения с каждым воспитанником. Построение взаимодействия с детьми на основе уважительного отношения к чувствам и потребностям каждой личности;
      • Стремление поддержать инициативность и индивидуальность малышей через наблюдение, изучение наклонностей и личностных качеств деток, создание благоприятных условий для развития;
      • Умение построить общение в коллективе детей через создание теплого, равноправного, открытого общения между детьми и педагогами. Учитывать при этом религиозные и социальные особенности семьи каждого ребенка, а также индивидуальные физические и психологические особенности малышей.
      • Обучать дошкольников умению общаться со сверстниками и взрослыми. Организовать благоприятную среду в группе для развития коммуникативных навыков у детей.
      • Распределение посильных трудовых обязанностей между детьми;
      • Построение эффективного взаимодействия с родителями воспитанников так, чтобы сделать их союзниками в деле всестороннего развития детей.

Кроме всего прочего, я, как воспитатель, слежу за соблюдением порядка и чистоты в группе, контролирую работу помощника воспитателя, осуществляю ведение кучи документации, организовываю проведение занятий и праздничных мероприятий, заменяю при необходимости напарницу… Всего сразу и не упомнишь, честно говоря.

Думаю, каждый из вас может тоже долго перечислять свои трудовые обязанности, правда? Интересно, кто-то из вас, друзья, занимает должность, именуемую в народе «не бей лежачего»? Расскажите!

Как обычно, просьба поделиться статьей в соцсетях, а также оформить ни к чему не обязывающую подписку на новости. Спасибо за внимание!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Источник: https://metodbv.ru/obyazannosti-vospitatelya/

Каким должен быть воспитатель для детей дошкольного возраста?

Несмотря на то, что официально профессия «воспитатель дошкольного учреждения» появилась относительно недавно, ни для кого не секрет, что сами воспитатели, как и само воспитание, существовали всегда.

Конечно же, с развитием дошкольного образования, эта профессия также развивалась и дополнялась набором необходимых качеств и требований, правил и умений, навыков и других особенностей.

Вместе с тем, суть профессии оставалась неизменной.

Основная задача педагога-воспитателя всегда заключалась в организации интересной и полезной, безопасной и доступной работы детей в группах. Воспитатель дошкольного учреждения не призван заменить ребенку родителей, наоборот, он должен работать с родителями сообща, оказывая воздействие и посильное влияние на формирование детей дошкольного возраста.

В современном мире роль педагога-воспитателя велика, как никогда раньше. Родители зачастую слишком много времени проводят на работе, поэтому ведущую роль в организации воспитательно-образовательного процесса занимает именно педагог дошкольного учреждения.

Педагог – проводник детей дошкольного возраста в мир знаний, мир фантазий, мир активной деятельности. Именно он оказывает воздействие на формирование характера ребенка, под его влиянием формируется личность каждого ребенка. Именно поэтому так важно, чтобы педагог был профессионалом своего дела, а работа с детьми была его настоящим призванием.

Что должен делать педагог-воспитатель?

Учитывая ту огромную ответственность, которая возлагается на воспитателей, отвечающих за получение детьми дошкольного образования, у педагога, работающего в дошкольном учреждении, должны быть определенные обязанности. С перечнем того, чем должен заниматься педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, можно ознакомиться в одном из следующих документов:

  • Трудовой договор. В договоре, заключаемом между соискателем той или иной вакансии в детском саду, и работодателем, оговариваются все условия труда. В том числе и обязанности воспитателя, то, что он должен делать на рабочем месте;
  • Должностная инструкция (коллективный договор). В этом документе, представляющим собой часть устава каждого отдельно взятого учреждения, также отражаются основные положения, касающиеся условий труда работников дошкольного учреждения. Если трудовой договор индивидуален, то должностная инструкция распространяется на всех воспитателей того или иного учреждения;
  • Государственные нормы, правила и стандарты. Сюда можно отнести нормы СанПина и другие санитарно-эпидемиологические правила, советы и рекомендации, а также федеральное законодательство, касающееся вопросов воспитания детей в учреждениях.

В первую очередь, на основании этих нормативных документов, педагог и выполняет свои рабочие обязанности. Вместе с тем, образовательные нормы постоянно меняются и дополняются, поэтому и обязанности воспитателя в различных дошкольных учреждениях могут слегка отличаться.

Основная характеристика современной системы дошкольного образования – ее динамичность.

В процессе разработки индивидуальных занятий и занятий в группах постоянно внедряются инновационные технологии, обеспечивающие работе с детьми больший интерактив и вовлеченность самих дошкольников.

Появляются все больше новых образовательных стандартов, регламентирующих работу воспитателей с детьми. Касаются все эти требования, преимущественно, четырех уровней развития:

  • Личностно-коммуникативного. В процессе работы с детьми важно обращать внимание на его личностные качества. Важно научить его общаться с другими ребятами в группе, находить с ними общий язык и развеиваться;
  • Познавательно-речевого. Этот компонент особенно важен в младшем дошкольном возрасте, когда речь и понимание мира, в целом, у ребенка ещё совсем не сформировано. На этом этапе развития воспитателю следует больше общаться с детьми, показывая окружающий мир на наглядных предметах и явлениях. Важно при этом говорить четко и ясно, не прибегая к детской лексике;
  • Эстетического. Чувство прекрасного нужно развивать с самого детства. Педагог не должен забывать о культурно-нравственном воспитании своих подопечных. В процессе общения с детьми важно делать акцент на духовных аспектах жизни, личным примером показывая ребятам важность культурной речи, опрятного внешнего вида, и уважения к другим;
  • Физического. Физическое развитие у дошкольников занимает далеко не последнее место. Воспитателям следует учитывать это при планировании групповых мероприятий и ежедневных занятий с детьми.

Важно учитывать все эти уровни развития, при работе с детьми, как в группе, так и в индивидуальных занятиях.

В целях обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса министерство образования внедрило такое понятие, как профпригодность, или профессиональная компетентность педагога.

Эта самая компетентность проявляется в умении педагога вести воспитательную деятельность на территории учреждения, в умении находить общий язык со своими подопечными, и оказывать на них влияние в процессе обучения и общения.

Согласно последней редакции профессионального стандарта педагога, воспитатель, помимо указанных выше правил и рекомендаций, должен соответствовать следующим требованиям:

  • Воспитатель должен быть хорошо знаком с основными возрастными особенностями детей, с которыми ему предстоит работать. Это необходимо для того, чтобы обеспечить соответствующую атмосферу в группе детей, и сделать общение детей с воспитателем и между собой более простым и непринужденным;
  • Педагог дошкольного образования должен быть хорошо знаком с особенностями и общими закономерностями развития детей дошкольников;
  • Должен умнеть спланировать и организовать основные виды деятельности дошкольников: игровую и предметно-манипулативную, групповую и индивидуальную;
  • Воспитателю необходимо на высоком уровне владеть теоретическими знаниями, касающимися физического, духовного и интеллектуального развития детей разного возраста, для налаживания более близких контактов с детьми;
  • Педагог должен поддерживать постоянный контакт со всеми детьми в группе, чтобы никого не растерять и вовремя реагировать на нестандартные ситуации;
  • Умение планировать различные мероприятия как внутри группы, так и на уровне детского сада или города;
  • Педагог отвечает за обеспечение в группе комфортной и безопасной среды для детей, поддерживая общение с ними в течение всего дня и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении;
  • Должен поддерживать постоянную связь с родителями детей, находящихся на его попечении;
  • Должен владеть навыками работы с компьютером для успешной организации своей педагогической деятельности.

Список навыков и умений, которыми должен обладать воспитатель, можно продолжать бесконечно. Приведенный выше перечень обеспечивает примерное представление о том, каким должен быть педагог, а именно — его профессиональная сторона. Не менее значительную роль играют также и личностные качества педагога, о которых мы поговорим ниже.

Личность воспитателя: какими качествами нужно обладать?

Вне всяких сомнений, воспитатель должен быть профессионалом своего дела. Для успешной работы с детьми ему просто необходимо обладать целым рядом практических умений и навыков, большой теоретической базой и знанием своего дела. Вместе с тем, одной лишь теорией и образованностью не обойтись.

Помимо важных для воспитателя навыков и умений, он должен обладать лидерскими качествами, необходимыми для работы с детьми дошкольного возраста. Помимо них важно также обладать другими, не менее важными для работы с детьми, чертами характера. Среди них можно выделить следующие:

  • Эмпатия. Каждый воспитатель должен быть не только серьезным и умным взрослым, но и чувственным другом для каждого из детей в своей группе. Он доложен уметь сочувствовать, сопереживать и понимать своих подопечных. Важно уметь замечать даже самые незначительные изменения в поведении ребенка, чтобы на ранних стадиях предотвратить конфликт, и помочь ребенку справиться со своими переживаниями;
  • Тактичность. Чувство такта должно быть неотъемлемой чертой характера любого педагога и воспитателя. Во всем, в работе педагога должно быть отражено чувство меры, умение держать эмоции в себе и принимать правильные решения, в зависимости от развития ситуации. Воспитателю необходимо уметь вовремя использовать юмор и строгость, смех и слезы, чтобы посредством этого оказывать положительное влияние на детей;
  • Оптимизм. Все педагоги – оптимисты, а иначе и работать с детьми дошкольного возраста не стоит. Педагоги верят в детей, которые им вверены. Важно поддерживать эту веру и в самом ребенке, создавая в группе доброжелательную атмосферу доброты и принятия. Жалобы на детей родителям и недоброжелательность лучше заменить на хорошее чувство юмора, жизнерадостность и желание вдохновлять ребят;
  • Авторитетность. Педагог – самый главный, после родителей, авторитет в глазах детей дошкольного возраста. Для того чтобы этот авторитет поддерживать, важно также завоевать доверие родителей, поддерживая с ними постоянный контакт. Только полная посвященность выполняемой работе поможет воспитателю поддержать свой авторитет и влияние на детей;
  • Этика и культура. Воспитатель просто обязан вести себя правильно. Ему необходимо строить правильные отношения как с детьми, так и с их родителями, а также с другими сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, участвующими в воспитании детей. Только так можно завоевать доверие ребят и их родителей;
  • Профессионализм. Это качество, пожалуй, можно назвать одним из самых главных в личности педагога. В основе всей работы воспитателя должно лежать призвание и желание развиваться. Если нет любви к детям и к тому, чем занимаешься, нет смысла продолжать работу в сфере дошкольного образования.

Конечно, это далеко не полный список качеств, необходимых каждому педагогу. К ним можно отнести также и терпение, выдержку, инициативность, творческий подход к работе, и другие.

Помимо всего прочего, немаловажным будет умение воспитателя подстраиваться под детей, время от времени находиться с ними на одной волне.

Умение рисовать, петь и мастерить вместе с детьми поделки тоже не будет лишним в работе воспитателя.

Без профессиональной подготовки воспитателю не обойтись. Для успешной организации воспитательно-образовательного процесса, педагогу важно своевременно осваивать все современные технологии и программы. Он должен всесторонне развиваться, осваивая новые программы взаимодействия с детьми и их родителями.

Воспитателю нужно идти в ногу со временем, каждый день следить за модой и тем, что может быть интересно детям. Ребята обращают особенное внимание на внешность их лидера: одежда, прическа, улыбка. Особенно важно для детей иметь современного воспитателя, модного и «крутого», который понимает и находит время для каждого.

Обаяние, шарм, приятный внешний вид и постоянная улыбка – вот, что поможет вам завоевать сердца детей, и окажет на них самое сильное влияние.

Источник: http://deti.center/doshkolnyy_vozrast/vospitatel_doshkolnogo_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya.html