Завуч колледжа в наказание за опоздание заставляет убирать учебное заведение.

Привет, читатель! Решила вспомнить не совсем приятный случай из своей студенческой жизни. Дело было так…

«У нас, кажется на четвертом курсе, планировалась ответственная самостоятельная работа, а преподаватель был настолько строгим, что неявка на пару приравнивалась к отчислению.

Советуем почитать: За что студента могут отчислить?

Вот стоим мы под аудиторией с конспектами, зубрим, дрожим, но понимаем, что «перед смертью не надышишься». Звонит звонок на пару: мандраж в коленях только усиливается, а знания из головы окончательно улетучиваются.

Пять минут ждем – нет преподавателя, десять минут – опять пустота и слабая надежда на свободу. В сознании зарождается мысль «по-тихому линять», но остатки совести и староста настаивают подождать «явления Христа народу» еще хотя бы пять минут. А вдруг придет?

Вот так мы и стояли, с замиранием сердца оглядывались, когда в коридоре слышались чьи-то шаги. Однако строгого препода по-прежнему не было, и, судя по всему, быть не планировалось.

По происшествию двадцати минут с начала пары нас из коридора «ветром сдуло», а в голове проносилась только одна мысль: «Пронесло». Однако в тот момент мы и не догадывались, чем чреват был такой самовольный уход. Теперь о главном!
Уже на следующий день староста с загробным лицом сообщил, что всю группу в срочном порядке вызывают в деканат.

Оказывается, «доброжелательный» преподаватель все-таки решил явиться на самостоятельную работу, однако мы с ним, видимо, разминулись. Поскольку лучшая защита – это нападение, он сутра первым побежал в деканат «стучать на нас». Так и состоялась самая страшная в моей жизни очная ставка, из которой мы, студенты, чудом вырвались победителями.

Декан к всеобщему удивлению, выслушав обе стороны, сообщил, что учащиеся поступили правильно, поскольку должны ждать прихода преподавателя в течение пятнадцати минут после звонка на пару. По истечению данного срока можно уходить и не бояться, что это закончится строгим выговором или неудом по поведению.

Видимо, наш педагог этого не знал, и уж тем более не ожидал такого категоричного ответа декана. Пришлось замять ситуацию, а самостоятельной работы по той шокирующей теме так и не было, хотя сам препод «точил на нас зуб» не одну неделю».

Советуем почитать: Секрет подхода к любому преподавателю

Однако, отучившись пять лет в университете и получив долгожданное высшее образование, я поняла, что правила не одинаковы для всех, а крутить ими можно так, как душе угодно. Это, как законы – в какую сторону повернёшь, там и истина. Все последующие ситуации (их еще было три) для декана был прав исключительно преподаватель, даже если и опаздывал на целых полчаса.

Так что мой совет всем студентам: не стоит «играть с огнём», а прежде чем законно покидать аудиторию в отсутствии преподавателя, желательно предположить, как он отнесется к такому поступку, и как такой, по сути, прогул может сказаться на дальнейшей успеваемости.

Это реальная история из моей жизни, которая может приключиться с каждым, поэтому стоит подробно и достоверно выяснить, сколько студент должен ждать преподавателя, если последний не спешит на пару, либо задержался по каким-то явно уважительным причинам.

Почему задерживаются преподаватели?

Если изучить психологию педагога, то выяснится, что в его сознании перед каждой парой также всплывает достаточное количество переживаний и эмоциональных встрясок. Однако его основной целью всегда остается лидерство в аудитории, безупречность собственных знаний и умение доступно преподнести информацию всем заинтересованным учащимся.

Преподаватели ввиду своей должности и статуса заметно переживают, если какой-нибудь умник задает такой каверзный вопрос, что жизненного опыта и квалификации не хватает, чтобы на него грамотно и обоснованно ответить.

Но еще страшнее потерять авторитет в глазах своих подопечных, поскольку такая расстановка позиций влечет за собой неуспеваемость в учебе и пренебрежительное отношение к его предмету.

Советуем почитать: Как заслужить доверие преподавателя?

Именно поэтому, причины, почему преподаватель опаздывает на пару, в большинстве своем веские, уважительные и аргументированные.

1. Экстренное заседание кафедры. Это одна из самых распространенных причин, которая заставляет преподавателя задержаться на перемене, а на пару явиться значительно позднее прозвучавшего звонка.

Как правило, о таком непредвиденном обстоятельстве знает староста, поэтому, по идее, должен предупредить всю группу, чтобы студенты не расходились, а прилежно дождались своего препода.

2. Личные обстоятельства. Эта причина чаще всего всплывает утром, а опаздывает педагог на свою первую пару.

Конечно, он грамотно рассчитывает время, однако пробки на дорогах, длительное отсутствие общественного транспорта, испорченную погоду и ДТП еще никто не отменял.

В таких случаях опаздывающий звонит в деканат и предупреждает о своей задержке, а группа узнать об этом событии может опять-таки от всезнающего старосты.

3. Болезнь или плохое самочувствие. Если педагог опаздывает на пару, то не исключено, что он уже не придет, а виной тому неожиданно настигшая и «выбившая из седла» болезнь. В таком случае неявка очевидна, а все остальные группы, в чьем расписании имеется предмет больного, разнесут эту информацию уже на первой перемене, причем со скоростью света.

В таких случаях все подробности можно выяснить в деканате, и не тратить положенные 15 минут на бессмысленное ожидание в пустующем коридоре одного из этажей университета.

4. Коварные шутки студентов. Иногда задержка преподавателя на пару связана со злыми шутками студентов, которые стараются сорвать всеми способами экзамен, ответственную самостоятельную или лабораторную работу, сложную лекцию, просто пару.

Преподаватель думает, что имеет дело с взрослыми сознательными людьми, поэтому не исключено, что поверит в розыгрыш; однако, когда правда все же раскроется, пострадает вся группа, а злостным юмористам и вовсе достанется вдвойне. Так что не стоит идти такой шаткой дорожкой!

Наверное, имеются и другие причины задержки, но преподаватели тщательно их скрывают, поскольку их содержание вряд ли носит уважительный характер.

Что делать студентам?

Если преподаватель опаздывает, то не стоит радоваться раньше времени, ведь появиться он может в самый неподходящий момент. Чтобы избежать неловкого положения, рекомендуется занять выжидательную позицию, а еще не шуметь в коридоре, чтобы не мешать учебному процессу в соседних аудиториях.

К тому же можно старосту отправить в деканат в качестве «засланного казачка», чтобы тот разузнал обстановку, но при этом ненароком не подставил ни группу, ни опаздывающего преподавателя. Сделать это во время пары будет сложно, но это, по крайней мере, хоть какая-то информация, которая подскажет, ждать или все-таки сбегать.

Есть вариант позвонить своим знакомым студентам, у которых ранее должна быть пара у этого преподавателя, ну или хотя бы написать смс. Не исключено, что педагог отсутствует весь день, так что можно с официальным вопросом обращаться к декану. В таких случаях студентов просто отпускают с пары, однако на последующую они обязаны явиться в полном составе и в указанное время.

Звонить педагогу в любом случае не рекомендуется, поскольку неизвестно, чем он в этот момент занят, и может ли вообще ответить на звонок. Его можно только разозлить или напомнить о себе, что в отдельных ситуациях не в пользу ожидающих студентов. В таких случаях альтернативой остается неизвестность и ожидание.

Получается: «ясно то, что ничего не ясно», а лучшим советом для студента станут следующие слова. Необходимо следить за ситуацией, а решать проблемы по мере их поступления. Есть конкретный случай – его и стоит решать, а не представлять и не делать несбыточные прогнозы.

Что говорит устав университета?

В каждом высшем учебном заведении имеется свой устав, который должен чтить любой студент, будь то дневного или заочного отделения. Это те общепринятые правила, по которым живут не только учащиеся, но и преподаватели.

такого документа может несколько отличаться от особенностей вуза или индивидуальности процесса обучения; но общие положения остается неизменными. Одним из таких правил является опоздание преподавателя на пару, согласно которому студенты должны ожидать его явку в течение 15 минут, после чего могут быть свободны до окончания этой пары.

Однако такое незапланированное отсутствие вовсе не означает, что эта пара была последней, а если за ней следуют остальные, согласно расписанию, то каждый студент должен явиться на них без опозданий. Отсутствие преподавателя на паре – это не повод прогула следующей пары, и это важно отложить в своем сознании уже на первом курсе.

Чтобы не ошибиться во времени, стоит уточнить данный вопрос в деканате или на кафедре своего вуза, чтобы в дальнейшем избежать проблем и крайне неприятных разборок с преподавателем. И тогда можно уже не волноваться о случайных прогулах, а в этой статье подробно описаны все возможные случаи и жизненные ситуации.

Вывод: В предложенной выше публикации подробно описывается, сколько студент должен ждать преподавателя, если тот по неизвестным причинам ощутимо задерживается на пару. Теперь в будущем не должно появиться никаких конфликтных ситуаций на тему прогулов, непонимания с педагогом и несознательного отсутствия на паре.

На страницах сайта советстуденту.рф представлены подсказки, которые обязательно пригодятся в студенческой жизни, причем ни один раз.

Теперь и ты знаешь, сколько студент должен ждать преподавателя при опоздании последнего на пару.

C уважением, команда сайта советстуденту.рф

Анна Кислякова

ВНИМАНИЕ! Новинка 2019 года. курс, которому нет аналогов.

Источник: http://xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai/na-parax/skolko-student-dolzhen-zhdat-prepodavatelya/

Опоздание преподавателя на пары нарушение трудовой дисциплины

Традиционно стоит обратиться к разного рода правилам, утвержденных администрацией вуза, для того, чтобы понять, как же на самом деле стоит действовать студентам в случае отсутствия преподавателя на семинарском. Докладные записки могут быть информационными, инициативными и отчетными.

Различают также докладные и объяснительные записки – вторые объясняют причины поступков и событий или разъясняют отдельные части документа. Директору ООО «Сфера». Павлову Н.П. Слева в верху – наименование структурного подразделения: Отдел документооборота По центру: Докладная записка.

Далее – дата и номер документа в левой части: 07.05.2013 №1. В правой – место: г.

Пять минут ждем – нет преподавателя, десять минут – опять пустота и слабая надежда на свободу.

В сознании зарождается мысль «по-тихому линять», но остатки совести и староста настаивают подождать «явления Христа народу» еще хотя бы пять минут. А вдруг придет? Вот так мы и стояли, с замиранием сердца оглядывались, когда в коридоре слышались чьи-то шаги. Однако строгого препода по-прежнему не было, и, судя по всему, быть не планировалось.

По происшествию двадцати минут с начала пары нас из коридора «ветром сдуло», а в голове проносилась только одна мысль: «Пронесло».

Однако в тот момент мы и не догадывались, чем чреват был такой самовольный уход.

Правила внутреннего распорядка обучающихся

№ 71 (ред. 02.11.2013 г.), Устава Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, локальных нормативных актов Университета. 1.2.

Настоящие Правила являются локальным нормативным актом университета, регламентирующим права и обязанности обучающихся, организацию учебных занятий, поощрение за успехи в учебе, ответственность за нарушение учебной дисциплины, учебный распорядок и правила поведения студентов в помещениях Кировского филиала Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (далее – Филиал) и на его территории.

1.3. Настоящие Правила должны способствовать эффективной организации учебного и воспитательного процессов, укреплению дисциплины студентов, рациональному использованию учебного времени.

Не пришли!

Можно, конечно, уйти на свой страх и риск — но это чревато.

Ибо студенты могут появиться за полчаса или десять минут до конца занятия с листком для промежуточной аттестации, не застать преподавателя в аудитории, и пока преподаватель будет писать на них докладную, студенты могут дойти до деканата и доложить, что такой-то преподаватель отсутствует в аудитории.

В итоге у студентов получается всего лишь опоздании, а у преподавателя — нарушение трудовой дисциплины (отсутствие на рабочем месте или на жаргоне учебно-методического отдела — «срыв занятия» ).

Что может привести к таким видам дисциплинарного взысканий, как замечание или выговор согласно части 2 статьи 192 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Конфликт с учителем: какие меры наказания учеников незаконны?

Очень часто родители сталкиваются с жалобами подростков на действия учителей. Как соблюсти грань между интересами ребенка, педагогическим процессом и не поссориться с администрацией школы на ровном месте?

В последние годы уровень правосознания как школьных педагогов, так и учеников и их родителей, заметно повысился. Дети стали более грамотными, а учителя балансируют на грани воспитательного процесса и закона.

Тем не менее, нередко от школьников можно услышать жалобы на применение не педагогических, а порой и незаконных мер воспитания и наказания к ним. Так на что же имеет право учитель?

Давайте разбираться.

Как отучить сотрудников опаздывать: 4 кейса

Все истории — из моей практики. Надеюсь, эти примеры помогут вам по‑другому взглянуть на свою компанию и найти своё решение проблемы. Руководитель . женщина 28 лет, высшее образование в маркетинге, общий управленческий стаж — 5 лет.

Пришла в компанию месяц назад, в её подчинении 30 человек. Решение . за 30 минут до начала рабочего дня в офис начали доставлять свежие, только что испечённые булочки с корицей и горячий кофе. Булочек хватало не всем: они доставались только тем, кто приходил на работу раньше.

А вот опоздавшие довольствовались только ароматом свежей выпечки.

Опаздание на 5 минут теоретически можно считать отказом заказчика услуг (вас) от приёма исполнения договора, поскольку университет предоставляет услуги на основании публичного договора, часть условий которого составляют правила внутреннего распорядка университета.

Там может быть оговорена ваша обязанность вовремя приходить на пары. Но даже нарушение вами этой обязанности не может служить основанием для отказа университета (в лице преподавателя) не допустить вас на пару, потому что это ваше конституционное право.

Единственный случай, когда вас могли законно не допустить при опоздании — это если вы своим поздним приходом мешали другим студентам осуществлять их право на образование.

Источник: https://admpravokumskoe.ru/opozdanie-prepodavatelja-na-pary-narushenie-trudovoj-discipliny-87881/

Можно ли уволить учителя и на каких основаниях? Причины увольнения учителя

Нередко родители детей пишут жалобы на учителей в вышестоящие инстанции. Чтобы удостовериться в описанном факте нарушения, необходимо провести тщательную служебную проверку.

Можно ли уволить учителя за жалобы родителей? Но есть и другие основания, которые, при определенных обстоятельствах и выполнении ряда условий, могут стать основанием для увольнения учителя (ст.

336 ТК РФ):

  • нарушение устава образовательного учреждения;
  • применение насильственных действий к учащимся;
  • достижение педагогом определенного возраста;
  • неизбрание педагога на должность по конкурсу.

Рассмотрим каждое нарушение отдельно.

Нарушение положений устава

Чтобы уволить учителя по этому основанию. Необходимо соблюдение следующих условий:

  • совершение грубого нарушения;
  • несколько нарушений в течение учебного года.

Типовой устав образовательного учреждения включает в себя следующие положения:

  • соблюдение локальных актов;
  • добросовестное исполнение своих должностных обязанностей;
  • корректное поведение педагога по отношению к ученикам.

Если педагог не соблюдает эти положения, он нарушает устав. А понятия «грубого нарушения» в законе не определено. Это определяет руководитель образовательного учреждения. Но, чтобы не было разногласий, перечень таких нарушений нужно прописать в уставе учреждения. Это позволит избежать судебных заседаний и разбирательств.

Данные действия педагога попадают под понятие дисциплинарных нарушений, поэтому увольнение нужно производить с учетом ст. 192 и 193 ТК РФ.

Расследование нарушений положений устава можно быть проведено только по письменной жалобе. Копия жалобы вручается самому учителю. Руководитель должен потребовать от нарушителя письменных объяснений.

Увольнение возможно только в случае грубейших нарушений, при рядовых нарушениях трудовой дисциплины объявляется замечание, выговор.

Причем, если нарушена процедура объявления дисциплинарного взыскания, оно считается не имеющим юридической силы.

Обратите внимание, что предъявить дисциплинарное взыскание можно только за конкретные, документально зафиксированные нарушения трудовой дисциплины, нельзя уволить учителя за то, что он не обязан делать согласно трудовому договору, должностным обязанностям, приказам и документации ОУ, с которой он официально ознакомлен. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, то есть наказание должно быть соразмерно проступку.

Читайте вопрос и ответ Сделали выговор, лишили оплаты за классное руководство. Правомерно ли это?

Применение учителем к учащимся насильственных действий

В данном случае насильственными действиями учителя по отношению к ученикам, нужно считать:

  • Преднамеренное нанесение телесных травм и повреждений. Такие действия педагога должны вызвать необходимость обращения за помощью как врача, так и психолога.
  • Систематическое психическое насилие в форме угроз, оскорблений, унижения достоинства ребенка.
  • Систематическое предъявление к ребенку завышенных требований, необоснованной критики.
  • Других действий, которые могут привести к нарушению психологического и психического здоровья ребенка.

Данное нарушение также является дисциплинарным, и увольнение является следствием совершения педагогом противоправных действий.

Причиной увольнения не может быть применение таких действий по неосторожности или случайно. Увольнение по этому основанию может быть применено к учителю также и по решению суда.

Суд выносит свое решение после проведения следственных действий, и наличия доказательств вины педагога.

Если процедура увольнения не будет соблюдена, учитель имеет право подать иск в районный суд по месту своего жительства, согласно ст. 24 ГПК РФ. Суть иска — восстановление на рабочем месте и оплата вынужденного прогула. Иск можно подать в течение трех месяцев после увольнения.

Достижение учителем определенного возраста

Достижение пенсионного возраста еще не является основанием для расторжения трудового договора с педагогом. Но это основание применимо к руководителям образовательных учреждений.

По достижении ими 65-летнего возраста эти работники могут быть переведены на другое рабочее место, которое соответствует их квалификации и опыту работы.

Но перевод не может быть осуществлен без письменного согласия руководителя.

Если такой должности нет, то договор с педагогическим работником прекращается. Уточняйте законодательство РФ на текущий момент, это положение может быть изменено.

Педагога не избрали на конкурсную должность

Это основание также применяется к директорам школ и их заместителям. Если директор школы не был выбран на эту должность или сам отказался участвовать в конкурсе, трудовой договор с ним прекращается.

Другие снования увольнения учителя

В ст. 77 ТК РФ приведены общие основания для прекращения трудового договора с любым работником, в том числе и с учителем. Это:

  • инициатива самого работника;
  • соглашение обеих сторон;
  • инициатива работодателя.

Уволить учителя по последнему основанию довольно сложно, только при наличии следующих причин, которые перечислены в ст. 81 ТК РФ:

  • прогул;
  • сокращение численности штата школы или должностей;
  • ликвидация школы или ее реорганизация;
  • несоответствие занимаемой должности. Несоответствие может быть установлено только по итогам аттестации. В ст. 49 Федерального Закона от 29. 12. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» сказано, что аттестация проводится для подтверждения квалификации педработника. Но руководитель образовательного учреждения не обязан увольнять учителя. Он может направить его на курсы повышения квалификации, либо перевести на иную должность. Если учителя не устраивает ни один из вариантов, то трудовой договор с ним расторгается на основании п. 3 ст. 81 ТК РФ;
  • появление учителя на рабочем месте в состоянии алкогольного или другого вида опьянения. Этот факт должен быть зафиксирован медиком. Директор школы имеет право применить к учителю такой вид дисциплинарного взыскания как увольнение;
  • совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
  • совершения хищения на рабочем месте. Вина учителя должна быть доказана в судебном порядке. Поэтому директор должен вызвать сотрудников полиции. После проведения следственных мероприятий, дело будет передано в суд. Если суд докажет вину учителя, директор увольняет последнего в течение месяца после вынесения решения.

Советы учителю

В школах встречаются не только неадекватные ученики, но и неадекватные родители, которые постоянно пишут жалобы на педагога в вышестоящие инстанции. Чтобы не стать жертвой незаконного увольнения, учитель должен:

  • корректно вести себя как с учениками, так и с их родителями;
  • не допускать обсуждения личности ученика среди других детей или их родителей;
  • при возникновении проблем у ребенка провести беседу с его родителями;
  • если в классе разгорается конфликт ученика и учителя, то поведение учителя не должно выходить за рамки. То есть он не должен допустить применения к нему оснований по применению насильственных действий.

Если дело дойдет до судебного разбирательства, учитель, также как и родитель, должны представить суду доказательства совершения или несовершения педагогом виновных действий.

Это могут быть показания других учителей, показания учеников и их родителей, сотрудников школы. Можно также представить суду записи с диктофона или камеры телефона.

Особенную роль для учителя играет характеристика учителя с места работы, награды.

Об авторе: Елена Михайлова, юрист.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/kadry/6291_kak_i_za_chto_uvolit_uchitelya

Опоздание и наказание • Наш университет_онлайн

Cтуденты и опоздания – понятия неразлучные. Преподаватели, психологи и учащиеся СВФУ рассказали о том, в чем основные причины студенческих опозданий и как стоит решать проблему непунктуальности в вузе.

«Ты (не) пройдешь»

Если в прошлые годы из-за опозданий студентов могли даже не впустить на пары, то сейчас политика университета стала мягче – преподаватель не имеет права не впускать провинившихся, даже если они опоздали на существенное время.

«Впускать студентов на занятия нужно, ведь главная цель университета – давать учащимся знания, – отмечает начальник отдела планирования учебного процесса СВФУ Инна Богушевич.

– При этом студент не должен забывать элементарные правила поведения, а именно: снять при входе в аудиторию верхнюю одежду, поздороваться с преподавателем и объяснить причину опоздания».

Старший преподаватель кафедры физического воспитания ИФКиС СВФУ Николай Рожин отмечает, что на уроках физкультуры опоздания среди учащихся – явление частое, и изменение политики вуза насчет опозданий пошло посещениям во вред.

«Раньше опоздавших студентов мы просто не пускали – это было отличной профилактикой, но сейчас такого нет – молодежь расслабилась, – рассказывает Николай Рожин.

– Мы каждое занятие говорим студентам: «Не опаздывайте, не пропускайте занятия, а то будут трудности при сдаче зачетов» – все кивают, но опоздания все равно продолжаются».

Как отмечают в отделе планирования учебного процесса, в университете в целях профилактики опозданий и пропусков сотрудниками отдела регулярно проводится контроль учебных занятий в подразделениях вуза: проходят проверки расписания на соответствие проводимых занятий, посещаемости студентов, на рабочем ли месте находится преподаватель. «Если в группе много отсутствующих, мы рекомендуем преподавателю подготовить объяснительную, – объясняет Инна Богушевич. – Злостных нарушителей ждут профилактические беседы в деканатах, а также кураторские часы».

Быт и психология

В проведенном опросе в .com на тему «Насколько часто вы опаздываете на занятия?» приняло участие 133 студента. Как выяснилось в опросе, регулярно, а именно несколько раз в месяц опаздывают 62 учащихся (46,6%), раз в месяц – 20 студентов (15%), раз в полгода – 28 человек (21,1%), вообще не опаздывает – 23 (17,3%).

Основная причина, по которой студенты не успевают на занятия – неправильный режим сна, вследствие чего многие просто просыпают утренние пары. Некоторые учащиеся сетуют на то, что живут далеко от своего учебного подразделения, у других не выходит попасть на послеобеденные пары из-за длинных очередей в студенческих столовых.

«Студенты опаздывали, опаздывают и будут опаздывать, – выносит вердикт заведующий кафедрой археологии и истории Северо-Востока России исторического факультета СВФУ Валерий Аргунов.

– Все же это человеческие реалии, от которых никуда не деться: кто-то застрянет в пробке, кто-то потеряет с утра носок, а третий не сможет подойти к паре по семейным причинам – словом, в этом аспекте больше преобладают бытовые проблемы».

Частые опоздания среди студентов происходят из-за того, что у молодежи плохо выработана привычка к самоконтролю, считают психологи

Помимо бытовых причин, в регулярных опозданиях могут крыться психологические проблемы, отмечает директор Центра практической психологии СВФУ Юлия Семенова. «В основном, вся вина в отсутствии у молодежи привычки к самоконтролю, – добавляет психолог.

– В школе ребенка одевают и отправляют в школу родители, в университете же студент достаточно взрослый, чтобы следить за собой сам – если в детстве его не воспитывали самостоятельности, то со временем у него могут появиться сложности с личностными и волевыми качествами.

Это может сильно повлиять на посещения занятий».

Психологические причины проявляются незаметно – например, при опозданиях студенты могут не осознавать, что они приходят на пары не вовремя, объясняет Юлия Семенова.

«Часто это проблемы в отношениях с преподавателем, – отмечает директор центра.

– Психологи называют это явление «сопротивлением»: студенту не нравится определенный преподаватель, из-за чего он приходит на пары нехотя – так он избегает того, что доставляет ему негативное эмоциональное напряжение».

Опаздывают неподготовленные

Без сомнений, проблема опозданий не обходит стороной и преподавателей – они тоже имеют свойство опаздывать.

«Если опустить бытовые причины и посмотреть с точки зрения психологии, иногда это может быть та же реакция сопротивления, только уже преподавателя на студентов, – рассказывает директор Центра практической психологии СВФУ Юлия Семенова.

– Возможно, педагог замечает, что учащимся на его парах неинтересно, и многие на них опаздывают или вовсе не посещают, вследствие чего у учителя также теряется интерес к должному ведению пары».

Такое явление среди преподавателей – большая крайность, считает Валерий Аргунов. «Среди своих коллег никогда не замечал, чтобы опоздания были необъективными, – отмечает он. – А если у педагога и возникают психологические проблемы с учащимися, то он должен сразу решать их, находить компромисс».

Стоит также вспомнить популярную среди студентов поговорку «Профессора ждут 15 минут, доцента 10, аспиранта не ждут вообще». Так ли это на самом деле? Если открыть Трудовой кодекс РФ, то никаких подтверждений о возможности «пятнадцатиминутных опозданий» со стороны преподавателей не найти. Как указано в статье 189 ТК РФ, дисциплину труда должны соблюдать абсолютно все работники.

Так как в БРС нет пункта, учитывающего штрафных баллов за опоздания, преподавателям приходится изобретать наказания самим

Как же преподаватели решают вопросы с опозданиями? «Так как в нынешней балльно-рейтинговой системе нет пункта, учитывающего штрафных баллов за опоздания, а преподаватель просто обязан впускать опоздавших студентов, многие учащиеся начинают злоупотреблять этим, из-за чего приходится использовать профилактические меры, – объясняет старший преподаватель кафедры теории и методики обучения информатики ИМИ СВФУ Сергей Ситников. – Опоздавшим на мои пары приходится петь перед группой песни – по-моему, это хорошая воспитательная мера не только для нарушителя учебного процесса, но и для всего коллектива».

Валерий Аргунов считает, что пропускают и опаздывают в основном те, кто не подготовлен к занятиям.

«Студенты с хорошей успеваемостью никогда не опаздывают на пары в отличие от тех, у кого с учебой имеются проблемы, – рассказывает заведующий кафедрой.

– Уверен, главные причины кроются в отношении студента к учебе: кто желает учиться – тот не опаздывает, кто учиться не хочет – всегда найдет отмазку».

Светлана Павлова, из архива редакции новостей СВФУ

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: http://nu.s-vfu.ru/project/opozdanie-i-nakazanie/