Клинической ординатурой называют одну из частей высшего образования медицинских работников, форму улучшения профессиональных качеств врача, при которой происходит становление медицинского работника, как самостоятельного специалиста. Она представлена в медицинских вузах, на факультетах медицины университетов и в институтах усовершенствования квалификации медперсонала на территории Российской Федерации и стран постсоветского пространства.
…
- Особенности обучения в ординатуре
- Стоматологическая ординатура
- Можно ли пройти обучение за границей?
- Принципиальные различия ординатуры и интернатуры
- Немного о приятных бонусах
Иными словами, ординатура является такой формой самостоятельного обучения, при которой обучающийся получает возможность развивать свои профессиональные навыки, расширить свои познания в сфере медицинских технологий, а также помочь системе здравоохранения в решении кадровых задач.
: патологоанатом — кто это, специфика работы.
Такая форма обучения (как, собственно, и интернатура), существует на официальном уровне и закреплена законодательно в 1994 году приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации. По закону, к ее прохождению допускают медицинских специалистов и специалистов в области фармацевтической деятельности, а также провизоров.
Срок обучения на очном отделении составляет два года, однако, при некоторых обстоятельствах может продлеваться и длиться более пяти лет, включая в себя трудовой стаж медицинского работника (по Положению о клинической ординатуре от 1993 года). Официально ординатура является работой, и поэтому стаж трудовой деятельности рассчитывается на общих основаниях.
Содержание
- 0.1 Особенности обучения в ординатуре
- 0.2 Стоматологическая ординатура
- 0.3 Можно ли пройти обучение за границей?
- 0.4 Принципиальные различия ординатуры и интернатуры
- 0.5 Немного о приятных бонусах
- 1 В чем разница ординатуры и интернатуры
- 2 Интернатура в 2019-2020 году
- 3 Интернатура и ординатура — в чем разница? Программа подготовки. Диплом. Образование
- 4 Отмена интернатуры — подробности реформы медицинского образования
- 4.1 2014 год — начало реформ в медицинском образовании
- 4.2 Обучение врачей до 2016 года
- 4.3 2016 год — отмена интернатуры
- 4.4 2018 год — старт реформы послевузовского образования
- 4.5 Аккредитация
- 4.6 Выпускное тестирование в ординатуре
- 4.7 Послевузовское образование на данный момент
- 4.8 Мнения по поводу реформы
Особенности обучения в ординатуре
Обучение в ординатуре в России не является обязательной частью образования медицинского работника, поэтому этот этап подготовки специалиста является сознательным выбором медика.
Как и в любом учебном заведении, здесь существует определенная форма контроля знаний.
Она может варьироваться в зависимости от требований конкретного образовательного учреждения, однако, чаще всего осуществляется в форме зачетов, экзаменов и устных выступлений.
Поступить в ординатуру можно любому человеку, имеющему диплом о получении высшего медицинского образования: к обучению допускаются как граждане Российской Федерации, так и иностранные студенты, обладающие соответствующим документом международного образца, наделяющим их правом проходить обучение за границей.
Обучение происходит по индивидуальному плану, который разрабатывает для ординаторов руководитель. Чаще всего руководителем становится имеющий определенный опыт работы специалист – профессор, кандидат наук или доктор медицинских наук. Индивидуальный план работы утверждается заведующим кафедрой.
Что такое ординатура можно увидеть по программе подготовки специалиста. Классическим набором ординатора являются:
- Лекции, семинары и практические занятия;
- Лекции по смежным курсам и дисциплинам узкого профиля;
- Клинический обход пациентов с последующим разбором историй болезни;
- Посещения и выступления на заседаниях и конференциях.
Обучение в ординатуре позволяет медицинскому работнику восполнить недостающие знания и подготовиться к самостоятельной работе с пациентами под присмотром руководителя.
При поступлении в выбранное учебное заведение следует учитывать количество бюджетных мест на направлении. В случае заполнения бюджетных мест по конкурсу, медицинский работник имеет право подать заявление на прохождение обучения на платной основе.
Стоматологическая ординатура
В стоматологическом отделении также существует своя ординатура. В ординатуре этой направленности студенты-дантисты проходят углубленное обучение по стоматологии и практику, а по окончании получают сертификаты, предоставляющие им право самостоятельно принимать пациентов в стоматологической клинике или открыть собственный врачебный кабинет.
Можно ли пройти обучение за границей?
Как уже отмечалось ранее, ординатура является формой образования, характерной для Российской Федерации и стран бывшего Советского Союза, поэтому как таковой ординатуры за пределами стран СНГ не существует.
Для тех же, кто хочет пройти углубленное послевузовское обучение за границей существует возможность получить статус ассистента врача или пройти курсы по подтверждению своей специализации.
Так, например, в Италии получение специализации длится от 2 до 6 лет, а в Германии не получится сменить статус ассистента на статус врача без прохождения экзамена. Это в полной мере распространяется и на врачей, специализирующихся в стоматологии.
Принципиальные различия ординатуры и интернатуры
У многих студентов нередко возникают вопросы о том, в чем разница интернатуры и ординатуры, сколько обучение займет времени, а также о том, куда лучше всего поступать. Итак, для того, чтобы ответить на эти вопросы, следует понять – что же такое интернатура.
Интернатура также является одним из этапов подготовки выпустившихся из вузов специалистов, однако, рассчитана на ускоренное прохождение. В интернатуру имеют право поступать молодые специалисты, окончившие шестилетнее обучение и имеющие на руках диплом о высшем медицинском образовании.
Время обучения в интернатуре, в отличие от ординатуры составляет всего один год, в течение которого интерн, под руководством опытных врачей, занимается практической деятельностью, однако, не принимает самостоятельных решений и не несет ответственности за свои действия.
После завершения обучения интерну выдается сертификат об окончании курса, в котором указывается приобретенная студентом специальность. Этот сертификат дает право молодому специалисту на самостоятельную работу в сфере медицины.
Разница интернатуры и ординатуры состоит в следующем:
- Так как обучение в интернатуре длится в два раза меньше, статус врача обучающемуся будет присвоен раньше;
- В интернатуре обучение является более общим, тогда как ординатура подготавливает более узконаправленных специалистов;
- Учеба имеет некоторые различия в направлениях подготовки;
- Бывший ординатор имеет право претендовать на звание заведующего, а интерн —нет.
Немного о приятных бонусах
Помимо дополнительных знаний и углубленного изучения предмета своей деятельности, обучение в ординатуре предоставляет обучающемуся некоторые льготы и гарантии:
- Прошедшим обучение в клинической ординатуре выдается удостоверение, подтверждающее окончание послевузовского обучения.
- Также при положительных результатах итоговой аттестации обучающийся получает сертификат, дающий право самостоятельной практики.
- Поступившему на конкурсной основе специалисту после обучения разрешено трудоустроиться самостоятельно.
- Проходящему обучение в ординатуре врачу учебным заведением назначается стипендия, размер которой зависит от нормативных документов или, в случае направления специалиста на договорной основе, от самой организации.
- К стипендии для поступивших на места, которые финансирует Минздрав Российской Федерации, назначенной учебным заведением, положена определенная надбавка.
- К стипендии для клинических ординаторов целевого направления надбавка назначается направляющей организацией.
- Для обучающихся специалистов существуют каникулы, равные по своей продолжительности отпуску врача данной специальности.
- Для лиц, приехавших из других городов учебным заведением в обязательном порядке предоставляется общежитие;
- В том случае, если установленный план обучающимся был успешно выполнен досрочно, ему предоставляется право окончания обучения. Однако, при этом общее время обучения в клинической ординатуре должно составлять как минимум 75% от заявленного плана.
- Срок обучения продляется в случае отпуска на период беременности и ухода за ребенком, болезни или других обстоятельствах при наличии у обучающегося соответствующего документа.
В целом преимущества ординатуры, хотя она и длится дольше интернатуры, состоит в том, чтобы дать выпускнику медицинского вуза и больше знаний и практического опыта для применения в последующей профессиональной врачебной деятельности.
Источник: https://obrazovanie.guru/karera/ordinatura-chto-takoe-ucheba-ili-rabota-skolko-dlitsya.html
В чем разница ординатуры и интернатуры
Помощь в поступлении в интернатуру
Интернатура и ординатура — финальная стадия получения медицинского образования, скрещенная с активной практикой в медучреждениях. Чем интернатура отличается от ординатуры? Для ответа на вопрос придется углубиться в принципы обучения во врачебных ВУЗах.
Что такое ординатура и интернатура
Оба варианта послевузовского обучения имеют ярко выраженную практическую направленность, заметно отличаясь между собой. Что такое ординатура и интернатура в медицине?
Ординатура — постдипломное образование, которое проводится для выпускников медвузов, университетов и институтов. Основной задачей ординатуры является подготовка специалистов для работы в госструктурах Министерства здравоохранения или частной практики.
Занятия на ординатуре включают в себя:
- семинары, прослушивание и сдача зачетов по курсу лекций;
- клинические обходы больных в городских больницах, работа с историями болезни и эпикризами;
- участие и выступление на тематических конференциях в рамках выбранной темы;
- работа с пациентами, находящимися на лечении.
Для поступивших обязательна очная форма обучения продолжительностью в 2 года (иногда может быть продлена до 5 лет).
Количество бюджетных мест определяется ежегодным документом от Министерства образования, также возможно обучение на платной основе. Подобные учебные заведения работают на основе крупных университетов или НИИ.
Помощь в поступлении в ординатуруОбучение проводится по индивидуальному плану у высококвалифицированных специалистов (от кандидата наук и выше).
Дополнительные преимущества ординатуры
Можно выделить следующие различия ординатуры и упраздненной интернской ступени:
- выдача документов, подтверждающих прохождение послевузовского обучения;
- получение сертификата, разрешающего самостоятельную практику;
- дополнительная стипендия от Минздрава, в том числе по целевым направлениям;
- каникулы, по длительности соответствующие врачебному отпуску;
- возможность досрочного завершения обучения через полтора года (75% от общего срока программы) при условии выполнении учебного плана;
- возможность продления срока обучения при беременности, болезни или других чрезвычайных обстоятельствах.
Порядок приема
Порядок приема на ординаторское обучение описывается в документе — http://docs.cntd.ru/document/456065114
Вступительный экзамен проводится в виде теста, на прохождение которого отводится 60 минут. Минимальное число баллов для прохождения тестирования — 70 из 100. Тест организуется приемной комиссией, составленной из преподавателей ординатуры. Результаты становятся известны на следующий день и должны быть выложены как на официальном сайте организации, так и на информационном стенде.
При приеме могут учитываться результаты аккредитации специалиста, если они были проведены в этом же году или годом ранее.
Интернатура и аспирантура
Интернатурой называется первый год после окончания медвуза, на протяжении которого выпускник занимается врачебной практикой под руководством врачей.
Отличием интернатуры от ординатуры является отсутствие возможности принимать решения — ответственность за постановку диагноза и назначение лечения несет более опытный врач.
После года интерну выдается сертификат с отметкой о полученной специальности и он может начать вести полноценную практику. Прохождение интернатуры зависит от конкретной больницы и врача, курирующего молодого специалиста.
Важно! С первого января 2018 года интернатура была отменена, а молодые врачи имеют право на полноценную работу в поликлиниках и амбулаториях с первого же года.
Помимо этих вариантов, есть и классическая аспирантура, которая длится три года и нужна для научной деятельности, написания диссертации.
Чем интернатура отличается от ординатуры
Основная разница между интернатурой и ординатурой со стороны студента-медика заключается в его будущей медицинской карьере.
Если врач хочет дорасти до заведующего отделением или позднее перейти на администраторскую должность, ему необходимо ординаторское образование.
Для обычных специалистов, которые хотят начать работать сразу после получения высшего образования, больше подойдет интернатура. Сейчас же они могут начать практиковать сразу, не тратя несколько лет на дополнительное обучение.
Помощь в поступлении в интернатуру
Ординаторы отличаются более углубленным погружением в специальность — два года практически индивидуального обучения под началом выдающихся специалистов дают о себе знать.
Они должны проходить схожую с интернами практику, но вести пациентов и отчитываться документально по принятым решениям ординаторам приходится самостоятельно. Из плюсов можно указать неполный рабочий день, отсутствие дежурств по больнице, небольшая ответственность перед пациентами.
Минусы — сложность поступления на бюджет и цена платного обучения в случае провала.
Интерны погружались в больничный быт с первых дней, отсутствие ответственности за постановку диагнозов и выписывание лекарств не освобождало их от тяжелой рутины.
Общий объем занятий в аудитории не мог превышать 120 часов ежегодно, все остальное время посвящалось практике.
Для сравнения, у ординаторов этот срок не ограничен и устанавливается программой. Обучение в интернатуре было более общим по тематике, в отличие от углубленного ординаторского.
Помощь в поступлении в ординатуру
Окончание ординатуры дает значимое конкурентное преимущество при устройстве на работу — любая больница в первую очередь возьмет на открывшуюся вакансию специалиста с дополнительным образованием, чем обычного выпускника-интерна. Интернов же в первые годы ожидает работа в поликлиниках на должностях терапевтов и выматывающий, конвеерный труд в городских больницах.
Заключение
Ординатура — дополнительные два года обучения после завершения ВУЗа. На нее поступают для дальнейшей карьеры в Минздраве или на перспективу, стать через несколько лет заведующим отделением.
Дает углубленное образование по специальности и возможность начать работу под кураторством лучших врачей города. Выпускник ординатуры получает разрешение на частную практику.
Преимущества для карьеры компенсируются сложностью поступления и обучения.
Интернатура — до 2018 обязательный год постдипломной практики для тех, кто не поступил на ординатуру. Около месяца лекций и год работы в больнице без права принятия решений позволяли стать полноценным врачом бесплатно, на год раньше ординаторов. При этом закончившим интернатуру нельзя открывать частные клиники (важно для стоматологов, психологов, ортопедов) и занимать руководящие должности.
Источник: http://disszakaz.ru/dissertantam/aspirantu/internatura-i-ordinatura-v-chem-raznitsa/
Интернатура в 2019-2020 году
Прием на интернатуру в 2019-2020 годах возобновлен не будет, а для получения необходимой специализации будущим врачам придется поступать в ординатуру – такие изменения предусмотрены утвержденной медицинской реформой, призванной повысить качество обслуживания в лечебных учреждениях и уровень квалификации медицинского персонала. Напомним, в 2016 году интернатура была отменена для фармацевтов и стоматологов, в 2017 году – для педиатров и терапевтов, а в 2018 году – для оставшихся медицинских специальностей. И насколько такое решение позволит добиться поставленной Министерством здравоохранения задачи – восполнить «пробелы» в сельских амбулаториях, где наблюдается дефицит квалифицированных кадров, станет ясно только через несколько лет, когда будут обнародованы первые результаты медицинской реформы.
Новый подход к оценке знаний
Если бы в ранее действующую образовательную систему не были внесения изменения, то, успешно окончив интернатуру в 2020 году, студент мог бы получить сертификат, который фактически допустил бы его к выполнению прямых обязанностей (впоследствии каждые 5 лет ему бы пришлось подтверждать свою квалификацию, чтобы иметь право работать в больницах и поликлиниках). Но вместо сертификации молодой специалист теперь должен будет проходить аккредитацию, без которой он не сможет приступить к работе и получить допуск к пациентам.
Аккредитация – это получение определенного количества баллов, которые насчитываются за:
- участие в различных медицинских мероприятиях (конференциях, семинарах, тренингах и т. д.);
- издание статей и научных работ в периодике, книгах и т. д.;
- применение сложных схем при лечении тяжелых заболеваний и т. д.
Предполагается, что данная методика оценки знаний будет запущена с 2021 года.
Но до сих пор остается много вопросов, которые касаются порядка проведения аккредитации (кто будет оплачивать проживание и поездку к месту ее проведения, можно ли будет сократить время приема пациентов, чтобы была возможность участвовать в научных исследованиях или семинарах и т. д.
) и методики выставления баллов. Впрочем, в Министерстве поясняют, то в ближайшее время все эти вопросы будут тщательно проанализированы и проработаны, и отмена интернатуры произойдет максимально мягко и без каких-либо последствий.
Условия поступления в ординатуру
Фактически интернатура и ординатура в 2019-2020 гг. имеют много общего, учитывая, что после окончания такого обучения будущий медик сможет получить узкую специализацию и разрешение на работу с пациентами.
Но, если верить нововведениям, которые были инициированы Министерством в рамках реформы, поступить в ординатуру будет очень непросто, особенно если стоит задача занять бюджетное место.
А если медик решит отказаться от такого этапа обучения, то он сможет работать только терапевтом, что существенно сократит его профессиональные возможности.
Экзамен в ординатуру будет состоять из нескольких частей:
- Тестирование, которое включает в себя 60 вопросов (по общим медицинским знаниям). На его прохождение отводится только 1 час и за это время надо правильно ответить минимум на 70% вопросов.
- Получение балла за текущий стаж. В связи с тем, что за работу в сельской местности медикам будет начисляться большее количество баллов, это должно стимулировать их переезжать «в глубинку» и после окончания ВУЗа хотя бы несколько лет работать в деревенских клиниках (перед вступлением в ординатуру).
Дополнительные баллы также будут начисляться за красный диплом и за получение Президентской стипендии. Соответственно, у студентов, которые обучаются на контракте, будет не так много шансов накопить достаточное количество баллов (особенно если они не работали в сельской местности), чтобы продолжить обучение.
После подсчета полученного количества баллов принимается решение о приеме абитуриента в ординатуру.
Недостатки новой системы
Поступление в ординатуру станет единственной возможностью для молодого медика получить необходимую ему специализацию и продолжить работу по призванию. И хотя, с одной стороны, нововведение поможет привлечь врачей на работу в деревенские амбулатории, с другой стороны, утвержденная система еще крайне несовершенна и имеет целый ряд недостатков:
- Общий уровень профессионализма врачей может существенно снизиться, так как многие специалисты будут вынуждены тратить больше времени на подработки, чтобы оплачивать дорогостоящее обучение в ординатуре.
- Отсутствие мотивации для повышения уровня знаний у кураторов и преподавателей. Как отмечают сами студенты, некоторые доктора безответственно относятся к своим обязанностям и просто перекладывают на ординаторов свою бумажную работу, вместо того, чтобы делиться с ними знаниями и опытом работы.
- На получение дополнительных баллов не могут рассчитывать студенты, которые не находятся на бюджетной форме обучения. Кроме того, они не начисляются за научные работы хотя, по мнению преподавателей, именно такой вид деятельности намного лучше отражает степень текущих знаний студентов.
Предполагается, что процент учащихся, которые не смогут поступить в ординатуру, будет достаточно высоким.
С теоретической точки зрения, на получение специализации смогут рассчитывать только усердные студенты с высоким уровнем знаний и определенным опытом работы.
Впрочем, как данное нововведение будет реализовано на практике, покажет только время и первые результаты работы внедряемой Министерством реформы.
Источник: https://2020-god.com/internatura-v-2019-2020-godu/
Интернатура и ординатура — в чем разница? Программа подготовки. Диплом. Образование
Окончание обучения в вузах знаменуется выдачей диплома с указанием выбранной специальности, а выпускники задумываются о перспективах дальнейшего трудоустройства. Для большинства из них самым важным становится поиск работы, соответствующий уровню и качеству полученного образования.
Другое дело — выпускник медицинских вузов. В дипломах тех, кто окончил высшее медицинское заведение, уже стоит основная врачебная специальность, но самостоятельная деятельность молодого специалиста довольно ограничена.
На данном этапе послевузовского обучения ему предстоит поступление в интернатуру или ординатуру, которая и завершит курс становления врача.
В чем особенности послевузовского обучения?
Дело в том, что выпускник медицинского вуза никогда не допускается к самостоятельной работе с больными сразу после обучения. Как правило, этому предшествует определенный период времени, в который молодой врач должен работать под присмотром более опытных специалистов.
После окончания последипломного обучения медику вручается сертификат специалиста. Именно этот документ является пропуском в профессиональную самостоятельную жизнь. В общем и целом второй этап подготовки молодого специалиста заключается в становлении молодого врача. Достойно пройти этот период поможет интернатура и ординатура.
В чем разница между этими двумя формами? Попробуем разобраться.
Интернатурой называется первичная последипломная подготовка молодых специалистов, окончивших высшие медицинские или фармацевтические образовательные учреждения либо медицинские факультеты университетов.
Пройти интернатуру рекомендуется в тех медицинских учреждениях, которые совмещают по роду своей деятельности обучение специалистов, научно-исследовательскую работу и непосредственное лечение больных.
Много таких учреждений в Москве – например, Московский Государственный медико-стоматологический университет (МГМСУ).
Интернатура поможет завершить обучение по направлению общей специализации и получить необходимый сертификат.
Типичные специальности интернатуры
Последипломная подготовка в этом учебном учреждении включает в себя множество направлений, среди которых:
- акушерство;
- эндокринология;
- анестезиология;
- хирургия;
- фтизиатрия;
- генетика;
- инфекционные болезни;
- педиатрия;
- скорая медицинская помощь и многие другие.
Полный перечень специальностей представлен на сайте МГМСУ. Интернатура в хорошем лечебном заведении сполна окупит вкладываемое время и средства во взрослой и самостоятельной жизни.
Свою деятельность интернатура осуществляет на основе перечня приказов, выданных под руководством Министерства здравоохранения Российской федерации.
Общие положения обычно бывают дополнены специальными внутренними документами учебного заведения, которые освещают административные вопросы прохождения интернатуры в стенах данного вуза.
Смысл интернатуры заключается в подготовке специалистов по оказанию неквалифицированной первичной врачебной помощи в амбулаториях и поликлиниках. Врачи, которые могут поздравить себя с окончанием интернатуры, могут работать в учреждениях практического здравоохранения.
Подготовка интерна
В процессе прохождения интернатуры молодые специалисты проходят такие обязательные виды обучения, как ведение медицинской документации и выполнение определенного количества лечебно-диагностических процедур.
Они курируют больных и остаются на дежурствах, принимают участие в работе патологоанатомов и посещают различные лекции и семинары. В общем и целом интерна подготавливают для занятия практической детальностью.
Все обучение проходит под надзором преподавателей.
Три уровня
Программа обучения интерна проходит в три этапа. На первом из них интерн старается получить профессиональную ориентировку по своей будущей специализации. Второй этап обучения направлен на усовершенствование навыков и знаний. На заключительном этапе молодой врач получает возможность применять собственные знания на практике под надзором преподавателя.
Все три этапа обучения должны быть документально подтверждены: составлен план занятий, подготовлено расписание обязательных семинаров.
Интерн обязан вести собственный дневник, отражающий все пройденные этапы обучения.
В конце такой подготовки необходимо явиться на экзамен, после успешной сдачи которого выпускнику выдается удостоверение об окончании интернатурного образования и соответствующий сертификат.
Ординатура
Ординатурой может быть названа первичная последипломная подготовка выпускников высших медицинских заведений, которая состоит в том, чтобы сформировать у выпускника самостоятельные навыки, помогающие ему оказывать медицинскую помощь в индивидуальном порядке. Подобную подготовку может оказать все тот же МГМСУ.
Ординатура в этом учебном заведении предлагается выпускникам вузов, согласно установленному законом порядка, — только после прохождения отборочного этапа. Он включает в себя два вида экзаменов. Тестирование по медицинским специальностям проходит по программе, утвержденной соответствующими приказами Минздравсоцразвития России.
Результаты тестирования оцениваются по пятибалльной шкале: наивысший балл – «отлично», а самый низкий – «неудовлетворительно».
Экзамены в ординатуру
После прохождения первого этапа претендентов ждет устное собеседование, которое также оценивается по пятибалльной шкале. Результаты экзаменов суммируются, и претенденту сообщается, может ли он завершить свое образование в стенах МГМСУ.
Ординатура этого учебного заведения, к сожалению, не может вместить всех желающих, поэтому предварительный отбор обычно очень жесткий.
Поэтому рассчитывать на обучение в ординатуре могут лишь лица, получившие более высокие баллы на вступительных испытаниях, а при равных результатах предпочтение отдается тем претендентам, которые получили лучшие отметки в процессе обучения в ВУЗе, а также лицам, имеющим личные достижения в освоении выбранной специальности.
Ординатура в Москве – удовольствие не из дешевых. Но полученное образование окупится сполна. Стоимость ординатуры сопоставима со стоимостью обучения за 2-3 курса медицинского вуза.
Конечно, она достаточно велика, но позволяет по окончании обучения заниматься частной лечебной практикой.
Таким образом, молодой специалист довольно быстро вернет деньги, вложенные в свое образование, и станет профессиональным врачом.
Общие черты послевузовской подготовки
Положение об ординатуре имеется в соответствующей статье Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
В ней четко прописаны основные функции ординатуры, среди которых – подготовка выпускников медвузов к получению специальных навыков и знаний, позволяющих оказывать специализированную медицинскую помощь.
Ординатура предлагает самостоятельную практику под наблюдением опытного куратора-консультанта, который ведет ординатора, оказывает ему помощь личными консультациями и советами. Интернатура занимается и общей послевузовской подготовкой.
В этом случае преподаватель курирует целый штат интернов, которые не имеют права заниматься самостоятельным приемом больных. Таким образом, раскрывается отличие между понятиями «интернатура» и «ординатура». В чем разница – в подходе к обучению. Интернатура дает общее направление предоставляет общую подготовку. Ординатура уже предполагает индивидуальный подход к выпускнику.
Сроки обучения
Разница между этими видами обучения заключается и в сроках. Дополнительного времени на полную подготовку выпускника требуют и интернатура и ординатура. В чем разница? Да во времени обучения. Интернатура предполагает закончить послевузовскую подготовку в течение года. Ординатура едва укладывается в два.
Как выбрать
Вечный вопрос «интернатура и ординатура — в чем разница?», который вертится в голове выпускника медицинского вуза, решается довольно просто.
Если выпускник довольствуется работай в специализированных медицинских учреждениях (больницах, профилактория, санаториях, поликлиниках и прочее) ему достаточно будет закончить ординатуру.
Если будущий врач мечтает о собственной практике и настроен на то, что его имя впишут в медицинские учебники, – ему стоит выбрать ординатуру.
Источник: https://FB.ru/article/225761/internatura-i-ordinatura---v-chem-raznitsa-programma-podgotovki-diplom-obrazovanie
Отмена интернатуры — подробности реформы медицинского образования
В России идет полномасштабная реформация системы здравоохранения. Одна из ее составляющих — вузовская и послевузовская подготовка квалифицированных специалистов. Суть перемен касается вопросов интернатуры и ординатуры, повышения квалификации, замены сертификатов аккредитационными листами, утверждения образовательных стандартов подготовки будущих врачей.
2014 год — начало реформ в медицинском образовании
Суть перемен — в стандартизации. По планам МЗ РФ обучение, послевузовская подготовка, специализация, повышение квалификации врачей, лечение, реабилитация — все, что касается медицины, должно укладываться в рамки специально разработанных стандартов.
С этой целью в 2014 году был принят Приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 (ред. от 17.03.2017).
Он регламентировал переход на систему стандартизации в обучении врачей и должен был стать основой Федерального государственного общеобразовательного стандарта высшего образования в области медицины (ФГОС). Именно по таким стандартам работают практически все высшие учебные заведения страны.
Однако в медицине до сих пор его окончательного варианта не разработано. Медицину ждут постоянные изменения: отменить или оставить интернатуру или ординатуру, как выдавать аккредитационные листы, как повышать квалификацию опытным врачам и т.д.
Обучение врачей до 2016 года
Каждый выпускник медицинского вуза, имеющий за плечами 6 лет теории и диплом по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», мог выбрать, как развиваться и где работать.
Чтобы самостоятельно лечить пациентов и получить практические навыки, он был обязан поступить в интернатуру по общей специальности (терапия, хирургия, акушерство и гинекология) или на конкурсной основе в ординатуру, на одну из узких специальностей по своему выбору (неонатология, дерматология, кардиохирургия и т.д.). С институтской скамьи можно было поступить и в аспирантуру для продолжения научной деятельности.
Интернатура предполагала год практики под руководством опытного куратора, ординатура — два, аспирантура — три.
ИнтернатураОрдинатура
После окончания можно было работать в поликлинике или амбулатории врачом общей практики, терапевтом, педиатром, хирургом, акушером–гинекологом. | После окончания можно было работать в поликлинике и стационаре. |
Интернатура была бесплатной для всех выпускников вуза. | Ординатура могла быть бесплатной, если выпускник поступал на бюджетное место и знал, где будет трудиться после выпуска, или на платной основе со свободным трудоустройством. |
После окончания интернатуры врач мог поступить в ординатуру по узкой специальности, а мог продолжать работу самостоятельно, без куратора. | |
По окончании интернатуры, ординатуры, аспирантуры врач получал сертификат на право самостоятельной работы по специальности и должен был подтверждать его каждые 5 лет на курсах повышения квалификации. |
Если в процессе работы (стаж более 5 лет) возникало желание получить узкую специальность, врач мог пройти курсы усовершенствования (от 3 месяцев до года) и получить право вести пациентов самостоятельно по приобретенному профилю в поликлинике или стационаре.
Такая система действовала, действует и будет действовать ориентировочно до 2021 года для врачей, которые закончили вуз до 2015 года включительно.
2016 год — отмена интернатуры
В 2016 году принят Приказ № 127н от 25.02.2016, согласно которому с 2016 года поэтапно упраздняется интернатура. На первом этапе — для фармацевтов и стоматологов; на втором — для врачей терапевтических специальностей и затем для хирургов.
Планировалось, что выпускники вузов вместе с дипломом теперь будут обязаны вместо сертификата получать аккредитационный лист, дающий право работать со студенческой скамьи самостоятельно на приеме в поликлинике или амбулатории врачом общей практики, терапевтом или педиатром.
Только через год такой работы начинающий врач допускается к сдаче экзаменов в ординатуру. Эти инновации касались поступивших в медицинские вузы с 2013 года.
Практические навыки работы с пациентами в институте приобретаются в ходе субординатуры — шестого года обучения, когда студенты проходят практику в клиниках под руководством кураторов. Планировалось, что с 2016 года по окончании института они будут подтверждать эти навыки в симуляционных центрах, которых в стране открыто около 70.
Симуляционный центр — это оборудованные муляжами, манекенами, компьютерными программами и медицинской аппаратурой квалификационные узлы для тестирования.
На их базе должны подтверждаться практические навыки врача для получения или продления аккредитации (каждые 5 лет).
По плану МЗ РФ до 2018 года все медицинские работники были обязаны подтвердить профпригодность в симуляционных центрах по специальным клиническим протоколам. На сегодня эти планы полностью не реализованы. Вместе с тем, за два года произошли некоторые изменения в порядке получения аккредитационных листов. Теперь планируется получать их не вместе с дипломом, а после года практической работы.
2018 год — старт реформы послевузовского образования
С 2018 года интернатуры нет. Ординатура есть, но для поступления нужно получить аккредитацию. Планировалось, что аккредитацию и узкую специализацию можно будет получить только через год работы педиатром, терапевтом, лечебником, стоматологом, гигиенистом, эпидемиологом или фармацевтом. Таким способом Минздрав хотел наполнить специалистами первичное поликлиническое звено.
Однако в июле 2018 года это выглядит по-другому. Молодые врачи вместе с дипломом получают аккредитацию, которая позволяет работать в поликлинике в качестве терапевта, педиатра, врача общей практики или приемного покоя.
Также можно сразу поступать в ординатуру и не нужно отрабатывать год.
Аккредитация
Без аккредитации работать врачом невозможно. Это основная инновация в системе послевузовской подготовки кадров. К аккредитации допускаются все выпускники.
Аккредитация состоит из трех этапов:
- Тестирование по специальной программе.
- Экзамен.
- Собеседование.
Уровень аккредитационной комиссии — доктор медицинских наук, профессор. Суть мероприятия состоит в том, чтобы к получению узкой специальности допускались врачи с хорошей практической базой.
В результате, чтобы получить аккредитацию, все выполняют требования и идут работать в поликлинику, приемный покой, но остаются там единицы, поскольку перспективы работы в подобном первичном звене не самые радужные.
Выпускное тестирование в ординатуре
Тестирование – часть проверки готовности молодого врача к самостоятельной работе. Тест направлен на оценку общего уровня знаний, а не только по узкой специальности. За 60 минут предстоит ответить на 60 вопросов, отобранных в автоматическом режиме. Оценивают результат ведущие специалисты в каждой области, профессора, кандидаты наук.
Послевузовское образование на данный момент
- Получение диплома и аккредитации на право работы в первичном звене медпомощи.
- Ординатура или продолжение работы в поликлинике, приемном покое.
- Ежегодная учеба в течение недели для получения современных знаний и навыков в своей области медицины (36 баллов), участие в научно-практических конференциях по своей специальности (14 баллов), суммарные 50 баллов – минимум, дающий врачу право лечить людей.
Нужно отметить, что каждая научно-практическая конференция имеет свою бальную стоимость. Минимум – 10 баллов. Значит, врачу нужно посетить 2 НПК в год.
Это получило название МНО – медицинского непрерывного обучения. Врачи, у которых еще действуют сертификаты, обязаны учиться раз в пять лет, но в течение месяца.
Курсы повышения квалификации упразднены. В планах МЗ РФ обязать врачей каждые пять лет проходить курсы переподготовки в вузах (4-5 месяцев) или дистанционно на портале для непрерывного медицинского образования. И только после этого переаккредитовываться.
edu.rosminzdrav.ru — на сайте можно пройти онлайн-курсы для медицинских работников.
Мнения по поводу реформы
Вот, что говорит на этот счет член Экспертного совета при Росздравнадзоре, доктор медицинских наук Алексей Старченко:
Мы продолжаем держать руку на пульсе реформы. Статья будет обновляться.
Источник: https://enjoy-job.ru/professions/otmena-internatury-o-reforme-med-obrazovaniya/