Конфиденциальная информация – это сведения, не подлежащие публичному распространению и охраняемые законом.
К ним имеют доступ ограниченное количество лиц, которые берут на себя обязательство не разглашать известную им тайну.
Если оно будет нарушено, распространителям секретной информации может грозить дисциплинарная, материальная, административная, а в некоторых случаях даже уголовная ответственность.
Содержание
Виды конфиденциальной информации
Главный признак конфиденциальности каких-либо сведений – законодательное ограничение доступа к определенному роду информации. Без согласия обладателя тайны данные сведения запрещается передавать посторонним лицам, не имеющим права их знать. Подобная характеристика дана в Федеральном законе об информации № 149 от 27.07.2006 (ст. 2).
Полный перечень конфиденциальной информации представлен в президентском указе № 188, изданном более 20 лет назад – 6 марта 1997 года. Согласно этому документу, к секретным сведениям, не подлежащим разглашению, относятся данные:
- составляющие служебную тайну;
- связанные с профессиональной деятельностью гражданина (например, врачебная или адвокатская тайна);
- связанные с функционированием коммерческой организации (коммерческая тайна);
- о тайне следствия и судопроизводства;
- о частной жизни человека, позволяющие его идентифицировать (персональные данные);
- о сущности нового изобретения, информация о котором еще не опубликована.
В 2015 году в указ Президента № 188 был добавлен новый пункт (п.
7), в соответствии с которым теперь конфиденциальной является информация и о принудительном исполнении судебных и властных актов, а также сведения, содержащиеся в личных делах осужденных граждан.
Исключение составляют общедоступные данные, являющиеся таковыми согласно Федеральному закону № 229 от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве».
Конфиденциальная информация, коммерческая тайна: отличия
Перечень конфиденциальных сведений наглядно иллюстрирует, что коммерческая тайна является одним из ее видов. То есть это более узкое понятие, имеющее непосредственное отношение к бизнесу, извлечению прибыли.
Конфиденциальная коммерческая информация, ее сохранение, способствует успешной деятельности компании, дает ей преимущество над конкурентами.
Именно в этом заключается главное предназначение оберегаемых фирмой сведений, имеющих коммерческую ценность.
Компания сама устанавливает режим секретности для определенной информации, фиксируя это в специальном Положении. Также руководством фирмы издается приказ, определяющий, кто из сотрудников имеет доступ к сведениям, которые составляют коммерческую тайну.
Конфиденциальная информация организации не всегда связана с необходимостью удержать или повысить прибыль. Вышеназванный указ Президента № 188 показывает, что она имеет широкий спектр.
К конфиденциальным сведениям относятся различные виды тайн: служебная, коммерческая, профессиональная и т.д. Их перечень определен правовыми актами и охраняется законом.
Следует отметить, что конфиденциальная информация становится коммерческой тайной только после того, как организация в локальных актах признает ее таковой.
Ответственность за разглашение конфиденциальной информации
Принимая на работу сотрудника, которому предстоит работать с конфиденциальными сведениями, работодатель обязан под роспись ознакомить его с их перечнем.
В трудовом договоре с подчиненным следует отразить обязательство о неразглашении коммерческой или иной тайны, прописав возможные санкции за его нарушение (57-я статья Трудового кодекса РФ).
Тогда, распространив секретную информацию, ее носитель может получить дисциплинарное взыскание, вплоть до увольнения.
Работа с конфиденциальной информацией подразумевает повышенную ответственность сотрудника, которому в силу служебного положения она стала известна.
81-я статья ТК РФ одним из оснований для расторжения трудового договора по инициативе руководства называет разглашение работником коммерческой или другой тайны.
Если утечка конфиденциальной информации нанесла компании реальный материальный ущерб, сотрудник должен его компенсировать в полном размере (243-я статья ТК РФ). Но работодателю придется доказать, что материальные потери фирмы являются следствием действий подчиненного.
Подписав документ о неразглашении конфиденциальной информации, и нарушив это обязательство, работнику нужно помнить о возможной уголовной ответственности, установленной 183-й статьей УК РФ.
Она применяется, если без согласия владельца разглашена налоговая, коммерческая или банковская тайна, о которой гражданину стало известно в ходе исполнения трудовых или служебных обязанностей. Максимальный штраф за это деяние составляет миллион рублей.
Возможны и иные виды наказания, например, лишение свободы или принудительные работы сроком до трех лет.
Также, если разглашена конфиденциальная информация, закон позволяет применить к гражданину или должностному лицу административную ответственность в виде штрафа. В первом случае он может достигать 500-1000 рублей, во втором – 4000-5000 рублей (ст. 13.14 КоАП РФ).
Источник: https://spmag.ru/articles/konfidencialnaya-i-kommercheskaya-informaciya
Справочник по документации ООН
Большинство резолюций Генеральной Ассамблеи принимаются без ания. Если ание проводится, то оно документально оформляется двумя способами: либо в виде заносимого в отчет о заседании ания, либо в виде сводных данных о результатах ания.
Информацию о позиции каждого государства-члена по обсуждавшемуся вопросу можно получить лишь из результатов заносимого в отчет о заседании ания, просьба о проведении которого должна быть высказана до проведения ания. Если такая просьба не высказывается, то будут представлены лишь сводные данные о результатах ания (т.е.
число стран, проавших за или против резолюции, а также число воздержавшихся) без указания того, каким образом ало каждое государство-член.
Информацию о ании первоначально можно получить (в неофициальной форме) из пресс-релиза, который выпускается сразу после заседания, а затем и из (неофициального) сборника резолюций, издаваемого в виде пресс-релиза.
Официальную информацию о ании можно получить только из протокола заседания, на котором проводилось данное ание.
Начиная с 54-й сессии Генеральной Ассамблеи, официальная информация о ании может быть также получена из сборников резолюций Генеральной Ассамблеи (всегда выпускается в качестве последнего приложения к Официальным отчетам Генеральной Ассамблеи).
Начиная с 55-й сессии информацию о результатах ания можно получить из списка резолюций, утвержденных на сессии.
Библиотека им. Дага Хаммаршельда поддерживает базу данных, содержащую протоколы ания, которая служит основой для трех издаваемых Библиотекой источников: схемы распределения при ании, включаемой в «Index to Proceedings of the General Assembly», и файла с информацией о ании, содержащегося в UNBISnet и UNBIS Plus on CD-ROM.
Голосование проводится также в главных комитетах Генеральной Ассамблеи.
Хотя информация о ании в главных комитетах является предварительной по своему характеру, она может быть интересной для тех, кто работает с документами и отслеживает каждый этап процесса ания.
Информацию о ании в комитетах можно найти в отчетах о заседаниях конкретных комитетов, а также в докладах, которые комитеты представляют на пленарных заседаниях Генеральной Ассамблеи по каждому распределенному для рассмотрения ими пункту повестки дня.
Пресс-релизы
Информация о каждом заседании Генеральной Ассамблеи представляется в виде пресс-релиза, который выпускается под серийным условным обозначением GA/- сразу же после заседания. В этих пресс-релизах, которые не считаются официальными документами, дается краткое изложение состоявшихся обсуждений и решений Генеральной Ассамблеи.
Если на каком-либо заседании резолюция принимается на основе заносимого в отчет о заседании ания, то неофициальная информация о ании включается в одно из приложений к пресс-релизу по итогам этого заседания.
Полные тексты пресс-релизов на английском языке начиная с октября 1995 года можно получить на странице пресс-релизов ООН в Интернете.
В некоторых случаях, когда официальная информация о ании, приводимая в отчете о заседании, содержит лишь сводные результаты ания, пресс-релиз может подробнее описывать принятые решения, поскольку в нем будут, например, перечислены страны, авшие против резолюции, и воздержавшиеся при ании. Обратившись в таких случаях к текстам пресс-релизов, можно получить дополнительную информацию.
Пример:
Выдержка из пресс-релиза GA/9354/Rev.1, представляющего собой неофициальное резюме 49-го пленарного заседания Генеральной Ассамблеи на ее пятьдесят второй сессии 12 ноября 1997 года, на котором проект резолюции A/52/L.13 был принят на основе заносимого в отчет о заседании ания в качестве резолюции 52/11
(…)
In other action this afternoon, the Assembly adopted a resolution on the work of the International Atomic Energy Agency (IAEA) by a recorded vote of 151 in favour to 1 against (Democratic People’s Republic of Korea), with 5 abstentions (China, Lao People’s Democratic Republic, Lebanon, Syria, Viet Nam) (Annex III).
(…)
Annex III
Vote on report of International Atomic Energy Agency
The draft resolution on the report of the International Atomic Energy Agency (IAEA) (document A/52/L.13) was approved by a recorded vote of 151 in favour to 1 against, with 5 abstentions:
In favour: Algeria, Andorra, Angola, Argentina, Armenia, Australia, Austria, Azerbaijan, Bahamas, Bangladesh, Belarus, Belgium, Benin, Bhutan, Bolivia, Botswana, Brazil, Brunei Darussalam, Bulgaria, Cameroon, Canada, Chile, Colombia, Costa Rica, Cоte d’Ivoire, Croatia, Cyprus, Czech Republic, Denmark, Djibouti, Dominican Republic, Ecuador, Egypt, El Salvador, Eritrea, Estonia, Ethiopia, Federated States of Micronesia, Fiji, Finland, France, Georgia, Germany, Ghana, Greece, Grenada, Guatemala, Guinea, Guyana, Haiti, Honduras, Hungary, Iceland, Indonesia, Iran, Ireland, Italy, Jamaica, Japan, Jordan, Kazakhstan, Kenya, Kuwait, Kyrgyzstan, Latvia, Lebanon, Lesotho, Liberia, Libya, Liechtenstein, Lithuania, Luxembourg, Malawi, Malaysia, Maldives, Malta, Marshall Islands, Mauritius, Mexico, Monaco, Mongolia, Morocco, Mozambique, Myanmar, Namibia, Nepal, Netherlands, New Zealand, Niger, Nigeria, Norway, Oman, Panama, Papua New Guinea, Paraguay, Peru, Philippines, Poland, Portugal, Qatar, Republic of Korea, Republic of Moldova, Romania, Russian Federation, Saint Lucia, Saint Vincent and the Grenadines, Samoa, San Marino, Saudi Arabia, Senegal, Sierra Leone, Singapore, Slovakia, Slovenia, Solomon Islands, South Africa, Spain, Sri Lanka, Sudan, Suriname, Swaziland, Sweden, Thailand, The former Yugoslav Republic of Macedonia, Togo, Trinidad and Tobago, Tunisia, Turkey, Ukraine, United Kingdom, United Republic of Tanzania, United States, Vanuatu, Venezuela, Viet Nam, Yemen, Zambia.
Against: Democratic People’s Republic of Korea, India, Israel, Pakistan.
Abstain: Cuba.
Absent: Afghanistan, Albania, Antigua and Barbuda, Bahrain, Barbados, Belize, Burkina Faso, Burundi, Cambodia, Cape Verde, Chad, China, Comoros, Democratic Republic of the Congo, Dominica, Equatorial Guinea, Gabon, Guinea-Bissau, Lao People’s Democratic Republic, Madagascar, Mali, Mauritania, Nicaragua, Palau, Republic of the Congo, Rwanda, Saint Kitts and Nevis, Seychelles, Syria, Tajikistan, Turkmenistan, Uganda, United Arab Emirates, Uruguay, Uzbekistan, Zimbabwe.
Полный текст пресс-релизов с октября 1995 года расположен на странице Центра новостей ООН.
В тех случаях, когда отчет о заседании дает лишь краткий итог ания, пресс-релиз может оказаться единственным источником, содержащим подробный список ания по странам.
Сборник пресс-релизов
Резолюции Генеральной Ассамблеи с 13-й сессии (1958–1959 годы) по 54-ю сессию (1999–2000 годы) сначала включались в сборник пресс-релизов, издаваемый по итогам той сессии, на которой эти резолюции были приняты, — очередной, специальной или чрезвычайной специальной. Помимо того, что в этих сборниках можно найти полные тексты резолюций, в них также содержатся неофициальные протоколы ания по резолюциям, принятым на основе заносимого в отчет о заседании ания.
Отчеты о заседаниях
Хотя пресс-релизы дают возможность быстро получить информацию о ании, необходимо всегда помнить о том, что они носят неофициальный характер. Лицам, которым необходимо получить официальную информацию о ании, следует найти отчеты о заседаниях Генеральной Ассамблеи.
Пример:
Выдержки из официального отчета о 49-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи на ее пятьдесят второй сессии, состоявшемся в среду, 12 ноября 1997 года, в 15 ч. 00 м. (A/52/PV.49).
Сессионные сборники
Начиная с 54-й сессии Генеральной Ассамблеи официальная информация о ании также размещается в сессионных сборниках резолюций (всегда издается в качестве последнего приложения к Официальным Отчетам Генеральной Ассамблеи.
Пример:
Выдержка из сборника резолюций и решений 54-й сессии Генеральной Ассамблеи (A/54/49, Vol. I, GAOR, 54th session, Supplement No. 49)
Resolution 54/26 [ = Report of the Atomic Energy Agency]
In favour:
Algeria, Andorra, Angola, Argentina, Armenia, Australia, Austria, Bahrain, Bangladesh, Belarus, Belgium, Bhutan, Botswana, Brazil, Brunei Darussalam, Bulgaria, Burkina Faso (…)
Against:
Democratic People’s Republic of Korea
Abstaining:
Benin, Lao People’s Democratic Republic, Lebanon, Syrian Arab Republic, United Republic of Tanzania, Viet Nam
Списки резолюций
Списки резолюций являются важным источником информации о ании в Генеральной Ассамблее (см. списки с 1 по 61 сессию). Списки содержат информацию о том, как резолюция была принята и ссылку на ее полный текст.
Указатель к работе Генеральной Ассамблеи
Публикуемая с 1975 года в «Index to Proceedings of the General Assembly» схема распределения при ании дает всем лицам, работающим с документами Генеральной Ассамблеи, общую картину результатов аний, проведенных в ходе конкретной сессии. При использовании этой схемы необходимо помнить о том, что в 1983 году методика подборки этой информации была изменена.
С 1975 года (тридцатая сессия) по 1982 год (тридцать седьмая сессия) информация о ании извлекалась из отчетов о заседаниях и поэтому отражает поправки, представленные впоследствии. Для представления соответствующих данных использовались следующие условные обозначения:
Y — али за [yes]
N — али против [no]
A — воздержались [abstained]
(Y) — впоследствии сообщили Секретариату о намерении ать за
(N) — впоследствии сообщили Секретариату о намерении ать против
(A) — впоследствии сообщили Секретариату о намерении воздержаться при ании
— пропуск означает, что информация о ании отсутствует
Начиная с 1983 года (тридцать восьмая сессия) основой такой схемы служат данные в электронной форме, передаваемые аппаратурой для проведения ания, установленной в зале Генеральной Ассамблеи.
Поэтому такие данные уже не отражают поправок, внесенных впоследствии.
Для получения информации о поправках, внесенных в результаты ания, лица, работающие с документами, должны обратиться к текстам отчетов о заседаниях.
ЮНБИСНЕТ
ЮНБИСНЕТ Библиотеки имени Дага Хаммаршельда является каталогом в режиме онлайн документов ООН и включает в себя базу данных результатов ания по резолюциям Генеральной Ассамблеи с 1946 года (1-я сессия).
Данная информация поступает в базу данных Библиотеки с машины для обработки результатов ания, расположенной в зале заседаний Генеральной Ассамблеи. Эта же информация воспроизводится в пресс-релизах, указателях и других публикациях.
Последующие изменения в базу данных не вносятся и являются предметом поиска в официальных отчетах заседаний Генеральной Ассамблеи.
Поиск в базе данных результатов ания может проводиться по условному обозначению резолюции или ключевому слову, к которому может быть добавлена сессия. Так, например, поиск Kosovo 54 даст результаты ания по резолюциям о Косово во время 54-го года Совета Безопасности (1999 год) и 54-й сессии Генеральной Ассамблеи (1999–2000 годы).
В базе данных используются следующие обозначения:
Y — ание ЗА
Н — ание ПРОТИВ
А — воздержание при ании
пробел — неучастие в ании
9 — лишение права голоса.
(Последняя категория — это страны, которые, согласно статье 19 Устава Организации Объединенных Наций, утратили право голоса в Генеральной Ассамблее, если сумма их задолженности равняется или превышает сумму взносов, причитающихся с них за два полных предыдущих года.)
Пример:
Your Search: UN Resolution = A RES 52 11
Displaying Record: 1 of 1
Voting Information
Resolution Sym | A/RES/52/11 |
Title | Report of the International Atomic Energy Agency : resolution / adopted by the General Assembly |
Date of Vote | 19971112 |
Related Document | A/52/L.13 and Add.1 |
Vote Note | RECORDED |
Agenda Information | Agenda: A/52/251 item: 14 — Report of the International Atomic Energy Agency. — IAEA—REPORTS (1996) |
Voting Summary | Yeas: 151 Nays: 1 Abstentions: 5 Non-voting: 28 Total voting membership: 185 |
Detailed Voting | AFGHANISTAN ALBANIA Y ALGERIA Y ANDORRA Y ANGOLA ANTIGUA AND BARBUDA Y ARGENTINA Y ARMENIA Y AUSTRALIA Y AUSTRIA Y AZERBAIJAN Y BAHAMAS Y BAHRAIN Y BANGLADESH BARBADOS Y BELARUS Y BELGIUM BELIZE Y BENIN Y BHUTAN Y BOLIVIA 9 BOSNIA AND HERZEGOVINA Y BOTSWANA Y BRAZIL Y BRUNEI DARUSSALAM Y BULGARIA Y BURKINA FASO Y BURUNDI CAMBODIA Y CAMEROON Y CANADA Y CAPE VERDE 9 CENTRAL AFRICAN REPUBLIC Y CHAD Y CHILE A CHINA Y COLOMBIA COMOROS Y CONGO … |
Источник: https://www.un.org/ru/documents/resguide/gavote.shtml
Нормативная база для работы с конфиденциальными документами
Конфиденциальность информации – понятие объемное. Оно охватывает разные отрасли экономики и сферы общественной жизни, для каждой из которых есть свои особенности правового регулирования.
Предлагаем вашему вниманию обзор российского законодательства, который поможет разобраться в том, какие данные следует отнести к конфиденциальной информации и какие законы определяют сохранность конфиденциальности.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации), в широком понимании информация подразделяется на общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа. В зависимости от порядка ее предоставления или распространения она подразделяется на:
- информацию, свободно распространяемую;
- информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
- информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
- информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Говоря о нормативном регулировании работы с информацией ограниченного доступа, важно помнить, что ограничения на доступ к такой информации устанавливаются только федеральными законами (ст. 5, п. 2 Закона об информации). Законодательно установлено, что информация ограниченного доступа может составлять государственную тайну или относиться к конфиденциальной информации.
Законодательство РФ в области государственной тайны и конфиденциальной информации
Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне».
К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
В Законе об информации дается определение конфиденциальности информации, под которым понимается обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
Виды конфиденциальной информации
Виды конфиденциальной информации установлены Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». К ней относятся:
- Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
- Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
- Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
- Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).
- Секрет производства (ноу-хау), то есть сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности.
Персональные данные
Нормативно-правовые акты:
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»
- Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
- Трудовой кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г.
№ 152-ФЗ «О персональных данных», персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Законом об информации (ст. 11) установлено, что не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.
Порядок обработки персональных данных в рамках трудовых отношений установлен Трудовым кодексом Российской Федерации (глава 14), где, в частности, говорится, что работники и их представители должны быть ознакомлены под расписку с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.
Положение о неразглашении персональных данных содержится и в Федеральном законе «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г.
№ 143-ФЗ, где говорится о том, что сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат (ст. 12).
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ст.
137) предусматривает уголовную ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.
Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства
Нормативно-правовые акты:
Источник: http://naar.ru/articles/normativnaya-baza-dlya-raboty-s-konfidentsialnymi-dokumentami/