Ответственность директора школы за жизнь учеников

Ответственность образовательных учреждений за несовершеннолетних детей — что это такое в 2019 году

Ответственность директора школы за жизнь учеников

Иногда случается, что ребенок по какой-то причине оказывается без опеки родителей. В таком ситуации он помещается в специальное образовательное учреждение – именно оно несет ответственность за его действия. Также несет ответственность воспитательное учреждение, где находится благополучный ребенок – детский сад, школа.

Необходимо помнить, что до момента достижения ребенком возраста 14 лет он не признается дееспособным. Только по достижении этого возрастного порога он может частично нести ответственность за свои действия – является дилектоспособным.

Потому при возникновении каких-либо нештатных ситуаций, травм или чего-либо подобного ответственность несет именно родитель.

В случае нахождения несовершеннолетнего в школе, ином образовательном учреждении – ответственным лицом является педагог, воспитатель.

При этом нередко случается, что появление каких-либо опасных ситуаций связанно с ненадлежащим исполнением воспитательным персоналом своих обязанностей – в таком случае на ответственное лицо может понести наказание.

Именно поэтому всем преподавателям, а также иным сотрудникам воспитательных учреждений (особенно где находятся проблемные дети) стоит заранее ознакомиться со следующими важными вопросами:

  1. Что это такое – ответственность образовательных учреждений?
  2. Чем регулируется?

Таким образом, можно будет свести вероятность возникновения каких-либо неприятных ситуаций, а также их последствий, к самому минимуму.

Что это такое

Необходимо помнить, что учитель, воспитатель или же иной педагог в школе всегда должен осуществлять пристальное наблюдение за всеми своими учениками.

Но следует помнить, что именно материальную и иную ответственность перед родителями и самим ребенком несет в случае возникновения нештатной ситуации (травма, другое) юридическое лицо. Данный момент достаточно подробно отражается в действующем законодательстве.

Если все же произошло несчастье и, например, ребенок сломал руку на физкультуре, то в таком случае руководствоваться необходимо ст.№1068 ГК РФ «Ответственность юридического лица».

Основополагающими пунктами являются следующие:

ПоказателиОписание
Юридическое лицо или же иной работодатель обязан возместить вредпричиной появления которого стал собственный работник при исполнении им трудовых обязанностей
Подобными работниками признается конкретные лица, которые заключили со своим работодателем договортрудовой – контракт,гражданско-правовой

Также необходимо помнить, что школы и иные воспитательные учреждения имеют право формировать специальные внутренние документы, акты.

Нередко в них также упоминается ответственность педагога за ребенка, который в конкретный момент времени находится на его уроке.

Но при этом необходимо помнить об обширном перечне самых разных законодательных актов, регулирующих данный момент.

Внутренние положения школы, иных воспитательных учреждений не должны противоречить им.

В противном случае они будут считаться попросту незаконными, недействительными и в расчет приниматься не будут – если по какой-то причине возникнет необходимость в проведении судебного разбирательства.

Чем регулируется

Нормативная база, регулирующая ответственность преподавателя и иных лиц за ребенка, достаточно обширна. При наличии такой возможности всем заинтересованным лицам следует разобраться с ней максимально внимательно.

Основополагающими являются следующие законодательные акты:

СтатьяОписание
Ст.№1068 ГК РФответственность работодателя за какой-либо вред, нанесенный его работником
Ст.№1064 ГК РФперечисляются основания для возникновения ответственности за вред
Ст.№1073 ГК РФкак именно несется ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетними
Ст.№1074 ГК РФответственность за вред, нанесенный не достигшим совершеннолетия в возрасте от 14 до 18 лет
Ст.№1080 ГК РФкогда возникает ответственность за вред, нанесенный совместно, группой лиц
Ст.№1082 ГК РФкакие существуют способы возмещения вреда
Ст.№1083 ГК РФучет имущественного положения, а также вины потерпевшего в случае возникновения вреда по причине свершения некоторых действий

Также стоит изучить положения §4 Гражданского кодекса Российской Федерации, освещающих необходимость возмещения вреда морального характера:

Следует помнить, что за некоторые проступки преподавателям может грозить уголовная ответственность.

Данные моменты обозначаются в следующих нормативно-правовых документах:

СтатьяОписание
Ст.№150 УК РФобозначается перечень условий и наказание за вовлечение лица, не достигшего 18 лет, в свершение какой-либо преступных деяний
Ст.№151 УК РФвовлечение ребенка, не достигшего совершеннолетия, в свершение противоправных деяний
Ст.№151.1 УК РФпродажа детям алкогольной продукции

При этом по всем обозначенным выше статьям ответственность нести будет не юридическое лицо, а физическое.

То есть если будет установлено, что педагог вовлек своего ученика в свершение каких-либо преступлений, он может получить вполне реальный срок.

Судебная практика показывает, что чаще всего суд назначает максимально возможное наказание. Особенно если дело касается нарушения половой неприкосновенности, вовлечения в занятие проституцией, систематическое употребление алкоголя.

Ответственность образовательных учреждений за несовершеннолетних детей

Ответственность образовательных учреждений за несовершеннолетних детей обычно подразумевает возмещение материального, морального вреда в результате недосмотра педагога за ребенком.

Сама компенсация подобного рода должна в обязательном порядке назначаться судом, основанием для её выплаты будет являться судебное решение – каких-либо альтернативных путей получения выплаты попросту не существует.

При этом имеющим непосредственно отношение к рассмотрению подобного рода дел, необходимо будет в обязательном порядке заранее ознакомиться со следующими важными нюансами:

  1. В каких случаях назначается?
  2. Какие влечет за собой последствия?
  3. Кто может обратиться?

В каких случаях назначается

Перечень ситуаций, когда может быть назначена ответственность юридического лица перед родителем ребенка и им самим, достаточно обширна.

Чаще всего для возникновения ответственность в каком-либо конкретном случае являются следующие основания:

  • возникновение травмы;
  • появление пристрастия к алкоголю, наркотикам;
  • растление малолетних;
  • другое.

Нередко в школе на уроках физкультуры у ребенка возникают травмы. Например, в результате падения с каната на уроке физкультуры – перелом, растяжения, другое.

Нередко подобные травмы сопряжены с потерей возможности некоторое время обучаться, а также с различными финансовыми затратами.

В подобное ситуации родитель имеет полное право обратиться в суд и потребовать выплаты школой, иным учреждением денежной компенсации ущерба. В таком ситуации суд будет ориентироваться на ст.№1101 ГК РФ.

Если же имеет место быть более серьезное происшествие (вовлечение в приступную деятельность, иное), то наказание понесет не только школа в виде серьезного штрафа, а также компенсации вреда, но и сам педагог.

Ему может быть назначено наказание в виде лишения свободы, исправительных работ, ограничения свободы или же иное.

При этом необходимо помнить, что суды, в большинстве своем, ориентируются, прежде всего, на уже имеющуюся судебную практику.

Именно поэтому участвующим и заинтересованным в подобных процессах лицам следует максимально внимательно изучить её. Это позволит избежать различного рода проблем в дальнейшем.

Какие влечет за собой последствия

При возникновении ответственности за какое-либо происшествие с несовершеннолетним суд ориентируется, в первую очередь, именно на ст.№1082 ГК РФ.

На основании данного нормативно-правового документа, а также некоторых статей УК РФ, суд может установить следующую ответственность:

  1. Возмещение убытков.
  2. Штраф.
  3. Лишение свободы или же возмещение вреда – для физических лиц, по причине действий которых возникли нештатные ситуации.

Также следует помнить, что воспитательные учреждения, которые являются юридическими лицами, могут понести также административную ответственность.

Мера её всегда определяется в ходе судебного разбирательства, а также проведения всевозможных расследований. Почти всегда для прояснения серьезных нарушений привлекаются правоохранительные органы.

В судебных процессах, где затрагиваются интересы несовершеннолетних, в обязательном порядке должны участвовать следующие лица:

  • прокурор;
  • представитель органов опеки и попечительства.

При этом присутствие самого истца и ответчика совсем не обязательно. Но следует помнить, что при отсутствии ответчика или же его представителя, будет вынесено максимально невыгодное для него решение.

Потому не стоит пропускать судебное заседание. В качестве представителя учебного заведения выступает непосредственно его директор, иной руководитель.

Кто может обратиться

На законодательном уровне обозначено, что обратиться в судебное учреждение с целью защиты интересов ребенка может достаточно ограниченный перечень лиц:

ПоказателиОписание
Родители, усыновители, попечители, опекуныили же ближайшие родственники
Представитель прокуратурыпрокурор
Инспекторорганов опеки

Важно помнить, что в каждом случае строго обязательно составлять исковое заявление, а также подготавливать обширный перечень дополнительной документации.

При этом пакет документов существенно отличается в каждом отдельном случае. Под ближайшими родственниками понимаются не только отец/мать, но также родные братья и сестры.

В отдельных случаях допускается обращение в суд, органы опеки и попечительства бабушками/дедушками, дядями/тетями.

Каждый случай в обязательном порядке будет рассмотрен, так как на сегодняшний день одной из приоритетных задач законодательства является защита интересов несовершеннолетних.

Следует лишь помнить о большом количестве самых разных нюансов, связанных с ответственностью образовательных учреждений.

: по делам несовершеннолетних

Особые нюансы

С ответственностью образовательных учреждений за несовершеннолетних связано очень большое количество разнообразных нюансов.

К самым важным можно отнести следующие:

ПоказателиОписание
Рассматривать дела подобного рода имеют право лишь районные и областные судымировым не подсудны вопросы, где затрагиваются интересы несовершеннолетних
В большинстве случаев в расследовании случаев нарушения прав ребенка, возникновения ответственности образовательного учреждения требуется обязательное участие органов опекикомпетентные в данных вопросах инспектора осуществляют осмотр ЧП, опрос свидетелей
Родители также могут быть привлечены к ответственностиесли одним из факторов, послуживших причиной травмы, противоправного поведения ребенка является уклонение от реализации воспитательной функции

Необходимо помнить, что родители несут имущественную ответственность за лиц, не достигших 18-летия. И при необходимости возмещения вреда третьему лицу имущество ответственных может быть реализовано с целью погашения задолженности.

В то же время в отношении воспитательных учреждений подобная практика не применяется. Школы, детские дома и другие подобные заведения имущественной ответственности за нанесенный детьми вред не несут.

Сегодня связанные с интересами несовершеннолетних дела являются одними из самых сложных.

Именно поэтому при возникновении подобного прецедента следует в обязательно порядке проконсультироваться с квалифицированным юристом перед обращением в суд.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://brakexpert.ru/otvetstvennost-obrazovatelnyh-uchrezhdenij-za-nesovershennoletnih-detej.html

Директор школы: должностная инструкция и обязанности

Ответственность директора школы за жизнь учеников

Пост директора школы является достаточно ответственным и серьёзным, и руководить такой системой может лишь настоящий профессионал, имеющий соответствующий опыт в педагогической сфере. В сегодняшней статье мы расскажем о должностной инструкции и основных обязанностях директора, невыполнение которых может привести к дисциплинарной ответственности.

Общие положения

Раздел должностной инструкции под названием «общие положения» содержит в себе такие пункты:

  • во время отпуска или при наличии серьёзных проблем со здоровьем все обязанности директора по учебной и воспитательной работе автоматически переходят к его заместителю;
  • директор школы не может занимать свою должность без  диплома  о высшем профессиональном образовании и 5-летнего опыта работы на учительских должностях. Также ему необходимо пройти соответствующую аттестацию;
  • ему не разрешено совмещать другие управляющие должности;
  • все заместители директора подчиняются непосредственно ему. Директор вправе дать обязательное для исполнения задание любому работнику школы или ученику. Он также может отменять распоряжения своих заместителей и других сотрудников;
  • в своей работе руководитель школы соблюдает законы РФ, указы Президента РФ и Правительства страны, а также Устав учебного заведения и его локально-правовые акты.

Директор школы выполняет следующие функции:

  • координирует учебную и воспитательную работу учебного заведения, обеспечивает административно-хозяйственную деятельность;
  • создаёт условия для корректного исполнения норм и правил техники безопасности в школе.

Обязанности руководителя учебного заведения

К должностным обязанностям главы школы относят:

  • утверждение учебных планов, годовых календарных графиков, устава и правил порядка внутри образовательного заведения, учебно-методических документов и иных локально-нормативных актов;
  • согласование с учредителем кандидатур на пост учителя и назначение своих заместителей;
  • контроль процессов исполнения обязанностей всех сотрудников школы;
  • определение должностных обязанностей работников, создание всех требуемых условий для их карьерного роста и профессионального мастерства;
  • утверждение расписания занятий учеников, графиков работы и отпусков педагогов, тарификационных списков, а также распределение нагрузки остальных сотрудников школы;Все расписания занятий, графики работы и отпуска педагогов утверждает директор
  • обеспечение государственной регистрации школы, лицензирование деятельности образовательных учреждений, получение государственной аттестации и аккредитации;
  • контроль рациональных затрат бюджетных ассигнований и средств, которые поступили из других источников: подготовка учредителям и общественности ведомостей, в которых прописывается информация о поступлении и трате финансовых и материальных ресурсов;
  • ведение отчета о сохранности и пополнении учебно-материальной базы, хранение документации в архивах;
  • определение лиц, ответственных за разработку и соблюдение требований охраны труда в аудиториях, мастерских, спортивном зале и подсобках;
  • cообщение о крайне тяжёлых несчастных случаях. Если речь идёт о смертельном исходе, в первую очередь об этом директор сообщает вышестоящему руководителю органов управления образованием, а затем родным пострадавшего;
  • организация вводного инструктажа по охране труда с новыми, поступившими на работу лицами, инструктирование на рабочем месте сотрудников образовательного учреждения;
  • ведение документации по поводу проведения данных инструктажей;
  • запрет на продолжение проведения образовательного процесса при выявлении опасных условий, которые могут повлиять на здоровье учеников или работников.

Компетенция директора позволяет ему:

  • издавать приказы или распоряжения (они должны быть исполнены в обязательном порядке) для сотрудников школы;
  • награждать и призывать к дисциплинарно-воспитательной ответственности рабочих образовательного заведения;Директор имеет права награждать рабочих образовательного учреждения
  • согласовывать трудовые и любые другие договоры с учредителем;
  • посещать те или иные занятия, которые проводят с учениками (однако директор не имеет права присутствовать в классе после звонка на урок без экстренной надобности, а также упрекать учителя во время урока);
  • полностью отменить уроки или в случае необходимости внести кратковременные изменения в график занятий;
  • заниматься урегулированием конфликта (согласно закрепленному Уставу школы, Правилам о поощрениях и взысканиях), если были нарушены нормы или правила поведения, а также совершён какой-то проступок.

Ответственность

  • В случае невыполнения или ненадлежащего исполнения прописанных учебным заведением Устава и Правил, а также других должностных обязанностей или нормативных актов без наличия серьезных причин директор школы должен нести дисциплинарную ответственность в порядке, который устанавливается трудовым законодательством. В этом случае директора могут лишить должности, поскольку он нарушил свои трудовые обязанности.
  • За неправомерное использование методов воспитания, которые имеют связь с психическим или физическим насилием над личностью ученика, а также деяния иных аморальных проступков директор образовательного заведения может быть уволен согласно трудовому законодательству и непосредственно закону Российской Федерации “Об образовании”.В случае физического или морального насилия над ребёнком директор может быть уволен
  • Нарушение управляющим школой правил пожарной безопасности, охраны труда, а также санитарно-гигиенических норм организации учебного и воспитательного процесса влечёт за собой административную ответственность в порядке или ситуациях, которые предусмотрены административным законодательством.
  • Если директор каким-либо образом причинил ущерб образовательному заведению или участникам дисциплинарно-воспитательного процесса в связи с выполнением (невыполнением) должных обязанностей, он соблюдает трудовые и (или) гражданские законы и несёт материальную ответственность за это.

Управляющий школой:

  • исполняет свои обязанности в режиме ненормированного рабочего дня по графику, закреплённому Советом школы и составляющему 40-часовую рабочую неделю;
  • глава школы поддерживает связь с:
  1. С Советом образовательного учреждения
  2. С Педагогическим советом
  3. С некоторыми органами местного самоуправления
  • ежегодно он самостоятельно составляет график своей работы на каждую учебную четверть;
  • в назначенные сроки и в установленной форме он ведёт отчётность, которую предоставляет муниципальным (или другим) органам или учредителю;
  • принимает от муниципальных (или других) органов  должную информацию о нормативно-правовых, организационно-методических делах, знакомится с данными документами и даёт расписку.

Таким образом, должностная инструкция содержит в себе все основные функции, права и обязанности директора школы. Каждое учебное заведение вправе изменять или добавлять некоторые положения, однако всё это должно делаться согласно Уставу школы.

  • Александр Таран
  • Распечатать

Источник: https://shkolabuduschego.ru/shkola/uchitelu/direktor-shkolyi-dolzhnostnaya-instruktsiya-obyazannosti.html

Недетские разборки: кто несет ответственность за вашего ребенка в школе?

Ответственность директора школы за жизнь учеников

Издевательство над детьми может быть разным: от насмешек над внешностью до физических унижений.

Однако мнение родителей и педагогов о том, что в детские “разборки” не стоит вмешиваться и всё само собой решится — ошибочно. Иногда жестокость детей и подростков не знает границ.

Мы обратились к адвокату Екатерине Коваленко, чтобы узнать, кто несет ответственность за ребенка в школе и куда обращаться, если над ним издеваются.

Педагоги уже давно признали существование такого явления, как школьный булинг — систематического и длительного процесса сознательного жестокого отношения к ребенку или группе детей.

Конфликты между сверстниками уже давно стали неотъемлемым элементом взросления. Как и в любой социальной группе, в школьном классе есть свои лидеры.

Но что делать, если более сильные обижают более слабых и самоутверждаются за их счет?

Ранее мы уже писали о том, как школьница свела счёты с жизнью из-за травли в соцсетях (кибербулинг). Не в состоянии решить проблему самостоятельно и не получив поддержки от родителей и педагогов, некоторые дети решают, что лучше покончить с собой, нежели терпеть унижения.

Поэтому обязательно обращайте внимание на настроение ребенка после его возвращения со школы и интересуйтесь его жизнью, ведь иногда школьное «задирство» толкает детей на непредсказуемые и трагические поступки.

К примеру, за насмешки над рыжим цветом волос 14-летний великобританець повесился в собственной комнате.

Полиция даже не возбудила уголовное дело из-за самоубийства школьника, объяснив это недостаточным количеством доказательств.

Кто, когда и где отвечает за ребенка

Как только ваш ребенок переступает школьный порог, за него начинают нести ответственность администрация школы и учителя. Это касается и времени для перемен.

Если стычка произошла на уроке украинской литературы, то и отвечать за ее последствия обязан учитель этого предмета. Но, конечно, не все дети добросовестно посещают каждый урок.

«Если ребенок пришел на первый урок, а потом на какой-то из последующих не явился, учитель должен сообщить об этом родителям. А речи о том, чтобы подписывать расписки о снятии ответственности с учителей, и быть не может», — объясняет экс-директор одной из винницких школ Валерий Дьяк.

Если речь идет о внешкольном времени препровождения, то, например, в соответствии с инструкцией по организации и проведению экскурсий и путешествий с учащимися и студентами, у каждой экскурсионной группы должны быть руководитель и его заместители. Именно они и несут полную ответственность за жизнь и здоровье детей.

За что обидчика можно привлечь к ответственности

Законодательство по защите прав ребенка достаточно разнообразное. Главным международным документом в этой сфере является Конвенция ООН о правах ребенка. В Украине же это — Конституция, Закон «Об охране детства», Гражданский и Семейный кодексы, Закон «О предупреждении насилия в семье» и «Об образовании».

В частности, согласно Закону Украины «Об охране детства», лица, нарушившие его, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Закон «Об образовании» возлагает на работников образования обязанность защищать ребенка от всех проявлений насилия, в частности психологического.

«Привлечь к различным формам ответственности можно как обидчиков, так и педагогов, которые пренебрегают своими обязанностями и закрывают глаза на нарушения прав детей», — отмечает адвокат.

Бывают случаи, когда над школьниками издеваются не дети, а, собственно, сами учителя. Например, год назад во Львове разразилось сразу несколько таких скандалов. К сожалению, горе-педагогам удалось избежать ответственности перед законом и отделаться только увольнением.

«С этими учителями просто разрывают трудовой договор, их не наказывают. Пусть мне кто-нибудь объяснит: чем отличается педофил, который издевается физически, от учителя, который издевается над психикой ребенка? В таких случаях должны возбуждаться уголовные дела, а не заседать комиссии педагогов.

К нам обратилась женщина, ребенка которой ставили на колени и били папками, издевались. Прикрываясь влиятельными родственниками и педагогическими профсоюзами, такие учителя снова возобновляются на работе и даже в тех же школах», – объясняет председатель ОО «Родительский совет Львовщины» Елена Пономарева.

Родителям следует не бояться испортить отношения со школой и добиваться наказания для таких педагогов: обращаться к юристам, правоохранителям, осуществлять медицинские экспертизы по факту избиения, предавать огласке в СМИ.

Что делать, если ребенка обижают

Если ребенка обижают в школе, большинство неравнодушных родителей сначала прибегают к беседам с обидчиками и их родителями, учителями, классными руководителями и директорами школ.

Если разговоры не помогают, психологи советуют перевести ребенка в другую школу. Но ни в коем случае не оставлять издевательство над ребенком безнаказанным. Как родители вы имеете право защищать в соответствующих государственных органах и суде законные интересы своих детей.

Обратитесь к администрации школы

Первым шагом в защите своего ребенка является обращение к администрации школы. Там всегда должен работать психолог, а помощь в разрешении конфликтов между детьми — его работа.

Если администрация учебного заведения отказывается проводить беседы между детьми и психологом, вы можете обратиться в местный отдел образования, Министерства образования и науки Украины и к Уполномоченному по правам ребенка.

Обратитесь в органы опеки и попечительства

Также за защитой прав, свобод и законных интересов ребенка нужно обращаться в органы местного самоуправления, службы по делам детей, центры социальных служб для семьи, детей и молодежи, прокуратуру и другие уполномоченные органы.

Согласно статье Закона «Об образовании», в обязанности педагогических и научно-педагогических сотрудников входит защита детей и молодежи от любых форм физического или психического насилия.

Правоохранители и юристы

Если ни один из “мирных методов” решения вопроса не помог, отстаивайте свои права с помощью правоохранительных органов и юристов.

Кроме учителей, ответственность возлагается на родителей непослушных учеников, которые прибегают к издевательствам над другими.

Нормами Гражданского кодекса, Кодекса Украины об административных правонарушениях и Уголовного кодекса предусмотрено, что именно родители несут гражданскую и административную ответственность за нарушение закона их детьми. А в некоторых случаях — даже уголовную ответственность.

«Гражданский, Уголовный кодексы и Кодекс Украины об административных правонарушениях предусматривают, что за ребенка до 14 лет всю ответственность несут родители, от 14 до 18 — тоже они, если у ребенка нет имущества или доходов, достаточных для возмещения. Возраст наступления уголовной ответственности — 16 лет.

Но Уголовный кодекс устанавливает исчерпывающий перечень правонарушений, за которые ребенка можно привлечь к ответственности до наступления 16-летия. Это, в частности, умышленное убийство, нанесение тяжких или средней тяжести телесных повреждений, кража, умышленное уничтожение имущества и прочее», — отмечает адвокат Екатерина Коваленко.

Учителя же, который пренебрег своими обязанностями и правами ребенка, администрация школы должна привлечь дисциплинарной ответственности.

Похожие темы:

ЮРИДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ: ответственность за продажу табака и алкоголя несовершеннолетним

Поделитесь полезной информацией с друзьями:

Источник: https://ckp.in.ua/ru/articles/13816

Буллинг в школе: За что и как ответит классный руководитель

Ответственность директора школы за жизнь учеников

Буллинг в школе: за что и как придется ответить классному руководителю

Амелина О.В.
педагог, психолог, юрист в области образования

Важное в статье

  1. Есть дети, которые чувствуют себя среди учителей и сверстников небезопасно, не комфортно и заканчивают школу с серьезными психологическими проблемами.

  2. Классному руководителю нужны знания в области психологии (конфликтологии) и права, чтобы он мог вовремя предотвратить психологическую и физическую травлю.

  3. В зависимости от роли участия в конфликте, учитель несет ответственность: дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную.

Травля в школе – явление распространенное. У учителей с их загруженностью и психоэмоциональной усталостью порой нет ни сил, ни желания разбирать детские ссоры и «невинные конфликты».

Усталость рождает безразличие, безразличие – серьезную проблему, которая уже давно получила официальное название – школьный буллинг.

 Многие дети чувствуют себя среди учителей и сверстников не безопасно, не комфортно и заканчивают школу с серьезными психологическими проблемами, которые существенно усложняют им дальнейшую, уже взрослую, жизнь.

Ребенка нужно научить выстраивать взаимоотношения как со взрослыми, так и со сверстниками. Особая роль в этом принадлежит педагогу, влияние которого на учеников может быть сильнее влияния родителей. Особенно велика роль учителя начальных классов – первого классного руководителя. Ему доверяют образование и воспитание детей, рассчитывают на то, что ученики будут в безопасности.

Как поможет авторитет классного руководителя

Многие программы по предотвращению буллинга направлены исключительно на проблему как таковую. В основном меры сведены к тому, чтобы сформировать определенные установки у каждого ученика, а также ввести нормы и правила поведения в классе.

Внешне все логично, но слишком упрощено. Проблемы возникают, когда учитель или взрослые, которые занимаются антибуллинговой программой, не пользуются доверием со стороны учащихся. Это веское основание для того, чтобы рекомендовать профилактическую программу, которая направлена на усиление роли учителя1.

На первом этапе нужно организовать эффективное классное руководство, которое предотвратит буллинг. Взрослые, которые проводят профилактические мероприятия, должны иметь авторитет среди учащихся. На втором осуществляют мероприятия против буллинга (но только после того, как реализован первый этап!). Они включают индивидуальную и групповую терапию, профилактические занятия.

Для эффективного классного руководства и решения вопросов по профилактике и предотвращению психологической и физической травли в школе педагогам необходимы знания в области права и психологии (конфликтологии).

Что такое авторитетное классное руководство

Эрлинг Руланн, норвежский исследователь и специалист в области профилактики и разрешения конфликтов, связанных со школьным буллингом, особое значение придает авторитетному классному руководству.

Он разъясняет: «Авторитетное классное руководство эффективно во всех отношениях – как в плане обучения так и в социальном плане. Грамотный классный руководитель ставит четкие цели и задачи, умеет ясно их выражать. Одна из его задач – подготовить учащихся к самостоятельности и научить их быть самостоятельными, поскольку они не обладают этими качествами априори.

Подчеркнем еще раз: авторитетный – не значит авторитарный. Авторитарный руководитель использует для достижения целей принуждение и запугивание. Авторитетный руководитель действует целенаправленно, но опирается на рациональную аргументацию, проявляет внимание и заботу о своих подопечных.

Это порождает доверие, в котором, собственно, и заложена сила авторитетного руководителя».

Права классного руководителя

Каковы возможности классного руководителя для разрешения конфликтных ситуаций, в т. ч. связанных с буллингом? Проанализируем информацию о его должностных правах и обязанностях.

Законодательство России не дает отдельных разъяснений правого статуса классного руководителя. Он следует из правового статуса педагогического работника с учетом требований должностной инструкции.

Важно

Буллинг – часто следствие мстительного поведения подростков. Желание отомстить возникает из-за того, что ребенок не умеет решать конфликтные ситуации

Должностную инструкцию классного руководителя разрабатывают в соответствии с Трудовым кодексом РФ, разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761Н.

Статья 48 Федерального закона от 29.12.

2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) определяет, что «под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ».

Педагогические работники имеют следующие академические права и свободы: свобода преподавания; свободное выражение своего мнения; свобода от вмешательства в трудовую деятельность; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, и методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы; право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Осуществлять данные права можно только при соблюдении прав и свобод других участников образовательного процесса (п. 4 ст. 47 Закона № 273-ФЗ).

Обязанности классного руководителя

Опорная точка, которая позволяет сориентироваться в правовом поле и определить уровень ответственности классных руководителей за психологическую травлю (насилие) во вверенном ему детском коллективе – безопасность и (или) угроза безопасности конкретного обучающегося.

Охрана здоровья учащегося включает себя как обеспечение безопасности, так и профилактику несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе (п. 1 ст. 41 Закона № 273-ФЗ). Учителя при реализации образовательных программ должны создать условия для охраны здоровья детей.

Классный руководитель (с момента подписания должностной инструкции или с момента, когда он фактически приступил к выполнению своих обязанностей) разделяет ответственность родителей в воспитании и личностном развитии (становлении) учащихся во вверенном ему детском коллективе.

Он несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ. Вина педагогического работника в соответствии с процессуальными правовыми нормами РФ должна быть доказана.

Он может защищать свои права не запрещенным законом способом.

Соблюдение прав одних участников образовательной деятельности не должно нарушить права других. Конфликтная комиссия к расследованию обстоятельств происшествия должна подходить объективно и ответственно.

Ведь психологическая безопасность в детском коллективе – гарантия повышения качества образования, залог здорового взросления и развития личности учащегося, подтверждение профессиональной компетентности классного руководителя.

Отвержение учеников в классе как вид образовательных конфликтов

А. Б. Орлов определяет психологическое насилие как «исходную форму любого вида насилия в отношениях между взрослым и ребенком».

Характеризует его как «преднамеренное манипулирование взрослым и ребенком как объектом, игнорирование его субъективных характеристик (свободы, достоинства, права т. п.

), либо разрушающие отношения привязанности между взрослыми и ребенком, либо, напротив, фиксирующее эти отношения и приводящее к различным деформациям и нарушениям психологического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития».

Таким образом, школьный буллинг можно рассматривать как отвержение (невостребование) участников образовательной деятельности в школьной среде, и как один из видов образовательных конфликтов.

Ответственность классного руководителя

Последнее время мы все чаще и чаще слышим о возбуждении уголовных дел против учителей, которые применяют насилие к своим ученикам. Преодоление конфликтов между педагогами и учениками во многом зависит от правовой компетентности участников образовательной деятельности и от уровня развития норм права в данной области.

80тысяч рублей –

штраф для учителя, который оставил ребенка в опасности

В зависимости от роли участия в конфликте, связанном с психологической травлей в детском коллективе, классный руководитель несет разного рода ответственность: дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную. Классный руководитель может выступать в роли агрессора (провокатора психологической травли), свидетеля или участника и жертвы.

В случаях, когда в психологической травле ученика учителем есть признаки дискриминации, оскорбления, нарушения права на образование и свобод учащихся (например, при систематическом удалении с урока) можно говорить об административной ответственности (ст. 5.62; ст. 5.61; ст. 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ).

Дисциплинарная ответственность учителя (классного руководителя) наступает за нарушение трудовой дисциплины по его вине. Виды дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Закон дает право работодателю прекратить трудовой договор с учителем в случае применения, в т. ч. и однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью облучающегося, воспитанника (п. 2 ст. 336 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ).

Проявление физического насилия по отношению к ребенку влечет самую серьезную ответственность педагога, при этом не имеет значения, причиняется ли ребенку боль или вред здоровью. Наиболее тяжелая форма ответственности – уголовная. В педагогической практике отмечены случаи, когда педагоги совершают преступления в отношении ребенка по ст.

111 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (далее – УК РФ) «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» и ст. 112 «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью».

Как правило, данным проблемам предшествует систематическое, длительное психологическое насилие, а причинение вреда здоровью – лишь кульминация затянувшейся психологической травли.

Примерный план мероприятий по профилактике и предотвращению буллинга в школе вы найдете в электронном журнале № 2, 2016

Если учитель был очевидцем травли ребенка его сверстниками или другим педагогом и не пришел на помощь, его можно привлечь к ответственности по ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности».

Гражданско-правовая ответственность для классного руководителя при конфликтах связанных с психологической травлей (насилием) наступает в следующих ситуациях:

  • если причинен имущественный вред учащемуся. За действия работника несет ответственность образовательная организация. Она имеет право на основании ст. 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 2) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее – ГК РФ) взыскать расходы с учителя;

  • учащемуся доставлены моральные и (или) физические страдания со стороны классного руководителя (ст. 1064; ст. 1068, ст. 1082; ст. 1099; ст. 1100 ГК РФ);

  • имущественный вред, а также физические и моральные страдания учащемуся нанесены одноклассниками (классный руководитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за невыполнение функциональных обязанностей).

Проблема ответственности классного руководителя за психологическое насилие во вверенном ему детском коллективе требует внимания как со стороны юристов, так и со стороны специалистов в области конфликтологии, педагогики, возрастной психологии и права.

В России нет общей единой программы для разрешения вопросов буллинга. Однако в последнее время эта тема не остается без внимания и все больше и больше специалистов разных сфер деятельности предлагают и реализуют (порой очень успешно) свои авторские антибуллинговые программы.

1 Методика авторитетного классного руководства предложена Эрлингом Руланном

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы.

Источник: https://infourok.ru/bulling-v-shkole-za-chto-i-kak-otvetit-klassniy-rukovoditel-1757076.html

Юрист в законе
Добавить комментарий