В ст.121 земельного кодекса говориться о том, что каждый украинец имеет право на земельные наделы…

Земельный участок, пожизненное наследуемое владение земельным наделом. Земельный кодекс Рос­сийской Федерации

В ст.121 земельного кодекса говориться о том, что каждый украинец имеет право на земельные наделы...

Право пожизненного владения земельным участком было закреплено в Земельном кодексе еще в 1991 г. При введении в действие нового законодательства эта юридическая категория была сохранена с определенными оговорками.

Нормативная база

Как устанавливает 265-я статья ГК, приобрести надел в пожизненное владение могут граждане по основаниям и правилам, закрепленным в ЗК РФ. Речь идет об участках, находящихся в муниципальной или госсобственности.

До введения нового ЗК физлица могли приобретать наделы в бессрочное владение без оформления их в собственность.

Специфика юридического статуса земли

Законодательство раньше допускало возможность лица возводить на участке, принадлежащем государству или муниципалитету, здания, хозпостройки, прочие сооружения. Кроме того, предусматривался переход земельного участка по наследству.

В связи с тем, что собственником таких наделов являлось государство или муниципалитет, владельцы не могли продать, обменять, подарить такую землю.

Современный ЗК РФ не предусматривает возможность передачи наделов в наследуемое владение. Однако сегодня довольно много граждан, за которыми закреплена земля именно на этом праве. Эти лица вправе передавать такие наделы по наследству.

Регистрация земельного участка в последнем случае осуществляется на основании свидетельства.

Особенности права

Пожизненное наследуемое владение земельным участком, по сути, является своеобразным правом собственности с определенными ограничениями.

Наличие у физлица свидетельства, удостоверяющего его право, существенно облегчает последующее оформление надела в собственность. До госрегистрации закон допускает владение землей по правилам, аналогичным постоянному пользованию.

Необходимо подчеркнуть, что правообладателем может выступать только физлицо.

Общие условия госрегистрации

Итак, единственное юридическое действие, которое может совершить владелец, – передать земельный участок по наследству. Оформление собственности осуществляется при наличии следующих документов:

  • Свидетельства, подтверждающего право наследуемого владения. Ранее оно выдавалось в администрации населенного пункта (сельского округа) или Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района по адресу расположения надела.
  • Кадастрового паспорта. Следует сказать, что в этом документе не должны указываться границы участка, устанавливаемые в процессе межевания.

Спорные моменты

В современной практике нотариальных и регистрирующих органов часто возникает вопрос, касающийся предмета наследования. В частности, если наследодатель являлся обладателем права владения, что именно передается преемникам: сам участок или, собственно, право на него?

Как устанавливает 1181-я статья ГК, права наследуемого владения, принадлежащие субъекту, включены в состав наследства. Следовательно, они передаются по общим правилам, закрепленным в законодательстве. Чтобы принять наследство, в которое входит рассматриваемое право, получать какое-либо специальное разрешение не нужно.

Аналогичные положения закрепляет и Земельный кодекс. Во втором пункте статьи 21-й содержится указание на переход вещных прав, а не самого участка к преемникам.

Указанные правила подтверждаются и нормами федерального закона, регламентирующего процедуру госрегистрации разных недвижимых объектов, к которым в числе прочего относится и земля. В положениях этого акта говорится о том, что регистрация прав, переходящих к преемникам, является обязательной. В нормах закона установлен также специальный порядок ее проведения.

Переход владения земельным участком

Свидетельство о наследовании выдается нотариусом либо другим лицом, обладающим необходимыми полномочиями (правом осуществлять нотариальные действия), по месту открытия наследственного дела.

В ГК устанавливается срок, в который заинтересованное лицо может обратиться за документом. Свидетельство на пожизненное наследуемое владение земельным участком выдается через 6 мес. после открытия дела.

Исключения

Законодательство допускает выдачу свидетельства о пожизненном наследуемом владении земельным участком и ранее установленных 6 месяцев.

Это допустимо, к примеру, если кроме тех лиц, которые обратились к нотариусу, других преемников нет. Этот факт должен быть документально подтвержден.

Прекращение владения

Оно возможно по трем основаниям:

  • Оформление надела в собственность.
  • Отказ владельца от своего права.
  • Принудительное прекращение.

Первый случай уже был рассмотрен выше. Что касается отказа от пожизненного наследуемого владения земельным участком, то он должен быть добровольным. При этом субъект должен понимать последствия своих действий. Вернуть право впоследствии нельзя.

Принудительное прекращение владения

Оно является административной мерой, которая применяется на основании положений 54-й статьи ЗК уполномоченным органом при выявлении нарушений землепользователем норм права.

К примеру, это может быть нецелевое использование надела, существенное ухудшение состояния почвы, экологической ситуации при владении участком, отнесенным к землям сельхозназначения, систематическое уклонение от уплаты лицом налога на землю и так далее.

Основанием для принудительного прекращения владения является судебное решение.

Специальные условия оформления в собственность

Следует отметить, что граждане, использующие участки по праву пожизненного владения, могут единожды зарегистрировать право собственности на них. Госрегистрация при этом производится бесплатно. Взиматься могут только сборы, предусмотренные законодательством. Удержание с заинтересованного лица иных платежей не допускается.

Следует также сказать, что оформление надела в собственность гражданином, имеющим на него право наследуемого владения, не ограничивается временными рамками. Соответственно, физлицо может обратиться в уполномоченный орган за регистрацией в любой удобный момент. Оформление производится в учреждении, располагающемся в местности, где находится участок.

Разумеется, если владелец не хочет регистрировать надел в собственность, он может этого не делать. Процедура не является обязательной. Субъект может и далее использовать участок и передавать его наследникам.

Свидетельства, выданные землевладельцам до 2001 г., действительны и сегодня. Менять их на другие документы нет необходимости.

Межевание

На практике могут возникать проблемы у владельцев участков, не выделенных в натуре. В отношении таких земель не выполнялась плановая инвентаризация. В этом случае необходимо провести межевание. Информацию о плановой инвентаризации земли предоставляют в кадастровой палате.

До 1990 г. земля находилась исключительно в госсобственности. В таких условиях единственной формой реализации физлицами прав на участки являлось постоянное пользование (бессрочное). Эта форма являлась своеобразной гарантией для граждан. Бессрочное пользование исключало любое распоряжение наделом другими лицами.

Принятая в 1993 г. Конституция закрепила право частной собственности. В ходе земельной реформы, имевшей место и до, и после этого события, законодатель одновременно с возрождением бессрочного пользования предоставлял физлицам возможность:

  • Продолжать использовать участки на праве аренды, пожизненного владения, временного или постоянного пользования.
  • Переоформить титул на другой.

Такой выбор исключал автоматическое изменение формы права, поскольку процедура могла инициироваться только гражданином. Кроме того, не предусматривалось никакого ограничения прав в связи с нежеланием переоформлять имеющийся титул.

Такая тенденция развития реформы выдерживалась довольно последовательно в федеральном законодательстве, регламентирующем порядок переоформления прав.

В соответствии с нормативным актом, регулирующим право на получение физлицами в частную собственность и отчуждение земли для ведения ЛПХ, ИЖС, садоводства и дачного хозяйства, субъекты, на тот момент имевшие наделы, площадь которых превышала допустимые нормы, сохраняли права пожизненного владения или пользования частью участка, размер которой был больше нормы.

В Указе Президента от 1996 г. было установлено, что наделы в полном размере сохранялись за гражданами. Положениями этого акта запрещалось обязывать физлиц брать наделы в аренду либо выкупать их.

Выводы

Регулирование отношений, связанных с пожизненным владением, предусмотренное ЗК, введенным в действие с 2001 г., предусматривает возможность гражданина однократно обратить участок в собственность без каких-либо ограничений по времени.

Рассматриваемое право, предусмотренное в ранее действующих законах, представляло собой гарантию права собственности на жилое сооружение, находящееся на соответствующем участке.

Это в определенной степени компенсировало отсутствие собственности на участок.

Возможность сохранения права наследуемого владения расценивается как право, обеспечивающее основу жизнедеятельности граждан и направленное на формирование условий для свободного развития и достойной жизни личности.

Следовательно, в отношении этого права действует механизм конституционной защиты от произвольного ущемления, ограничения, умаления. Это, в свою очередь, предполагает предоставление государственных гарантий субъектам, имеющим земельные участки, не подлежащие изъятию, на законных основаниях.

Заключение

Несмотря на наличие в современном законодательстве норм, регламентирующих наследуемое владение, этот институт постепенно отмирает. В настоящее время такая форма использования земли разрешена исключительно в отношении наделов, выделенных физлицам до 29 октября 2001 года.

Источник: https://FB.ru/article/344165/zemelnyiy-uchastok-pojiznennoe-nasleduemoe-vladenie-zemelnyim-nadelom-zemelnyiy-kodeks-ros-siyskoy-federatsii

Права собственников участков на использование земельных участков

В ст.121 земельного кодекса говориться о том, что каждый украинец имеет право на земельные наделы...
Энциклопедия МИП » Земельное право » Земля в собственности » Права собственников участков на использование земельных участков

Правомочия владельца земли регламентируются ст. 40 ЗК РФ.

Право собственности подразумевает собой возможность для владельца свободно распоряжаться, использовать и владеть имуществом. Подобное правомочие закрепляется ГК РФ.

Не являются в этом случае исключением и права собственников на земельный участок. Регламентируются правомочия владельца земли ст. 40 ЗК РФ, в которой представлен полный перечь того, что можно, а что нельзя осуществлять собственнику.

Понятие прав собственника земельного участка

Итак, что же собой представляет понятие права собственности на земельный участок? Это юридическая возможность, которая закрепляется за каждым собственником того или иного земельного надела и выражающаяся в праве владения, распоряжения и использования территории по своему усмотрению на законных основаниях и без ущемления интересов третьих лиц.

Право собственности, как можно понять из определения, базируется на трех «китах», которые закреплены ст. 36 Конституции РФ, а именно:

  • Владение — это правомочие, основанное на нормативно-правовых актах России, которое дарует каждом лицу шанс владеть конкретной территорией в границах российского государства. Однако следует помнить, что подобное правомочие имеет свои характерные отличия, в частности, оно условно, так как вся земля в России является неперемещаемой, а значит, и права владения (господства) тоже ограничены.
  • Использование — это допускаемая законом форма эксплуатации земли для получения на ее территории определенных благ, которые позволяют удовлетворить этим возникающие у общества потребности.
  • Распоряжение представляет собой юридическое право собственника решать судьбу земельного участка, в том числе определять его статус в рамках правового поля. Иными словами, земля может выступать в качестве объекта продажи, аренды, дарения и пр. Подобное право реализовывать территории есть только у собственника, тогда как временные пользователи им не обладают вовсе либо строго ограничены в своих действиях российским законодательством.

Если обратиться к возможности реализация права собственности на земельный участок, то это происходит через конкретные способы. Играют ключевую роль виды и формы земельных участков, которые существуют на территории России. Так, согласно Конституции и ГК РФ, сегодня в России устанавливается несколько основных форм собственности на землю:

  • частная;
  • государственная;
  • муниципальная.

Если говорить более подробно о частной собственности, то она являет собой правомочие отдельных граждан, которые осуществляют использование надела в своих интересах. При этом право частной собственности возникает лишь в конкретных ситуациях, прописанных в законе:

  • при осуществлении приватизации надела из государственной или муниципальной собственности;
  • при вступлении в наследство, предметом которого выступает конкретная территория;
  • в процессе гражданско-правовых сделок (аренды, купли-продажи, обмена) земель;
  • в результате внесения собственником финансовых средств в качестве паевого взноса.

Государственная собственность закрепляется за самим государством в лице РФ. При этом идет строгое разграничение территорий, являющихся объектами государственной и муниципальной собственности, так как это необходимо для осуществления законной власти органов на местном и федеральном уровнях.

Муниципальная собственность подразумевает, что право собственности принадлежит муниципальному образованию, поэтому использование территорий происходит с учетом интересов лиц, проживающих в границах муниципалитета.

Перечень видов деятельности, которые вправе осуществлять собственник на своем земельном участке

Какие виды деятельности может осуществлять собственник в пределах своего ЗУ? На этот вопрос можно найти ответ в ЗК РФ, а именно ст. 40. Собственник земельного участка имеет право на:

  • Использование полезных ископаемых и иных ресурсов, являющихся общедоступными, с личной целью.

В данном случае следует указать Федеральный закон РФ «О недрах», в котором также обозначены ключевые права и обязанности лиц — собственников земельных участков. В частности, без проведения взрывных работ на территории земли, которая принадлежит законному собственнику, можно добывать полезные ископаемые и ресурсы, которые не стоят на госбалансе.

Не накладываются запреты и ограничения в этом случае на глину, песок, торф. Предусматривается за владельцем земельного участка и возможность осуществлять возведение подземных зданий и строений, глубина которых не будет превышать допустимого показателя в 5 метров. При этом назначение зданий может быть самым различным.

  • Возведение и эксплуатацию зданий и строений как жилого, так и хозяйственно-бытового предназначения с целью использования его в рамах дозволенного законодательством назначения.

В данном случае возведение строений и зданий должно полностью соответствовать требованиям градостроительного, санитарного, пожарного и иных нормативов, которые закрепляют за собой как права, так и обязанности по содержанию объектов.

  • Проведение на территории земельного участка, являющихся собственностью, мелиоративных работ, которые могут быть направлены как на защиту территорий от эрозийного воздействия, так и на повышение химических или же физических свойств надела с целью получения большего урожая сельскохозяйственных и иных культур.
  • Осуществление иных действий, в том числе и защиты сельскохозяйственных и других территорий от негативного воздействия посторонних факторов, в рамках законодательного регулирования.

Обязанности лиц, которые распоряжаются землей на основании иного типа права, прописаны в ст. 42 ЗК РФ. Кроме того, обязанности могут быть обозначены и в иных нормативных актах, которые имеют юридическую силу на территории РФ.

Использование земельного участка с целью получения дохода путем выращивания сельскохозяйственных культур

Земли, пригодные для выращивания сельскохозяйственных культур, обладают уникальным правовым статусом, который накладывает на владельцев определенные обязанности и ограничения. На сегодняшний день на территории РФ подразумевается 6 конкретных видов земель сельхозназначения:

Земельные участки, пригодные для организации на их территории коммуникационных сетей, строительства зданий, благодаря которым идет обеспечение выращивания сельскохозяйственных культур на прилегающих к ним территориях. К данной категории также относятся почвы, предназначенные для ЛПХ (всего предусмотрено 11 разновидностей возможного использования надела, на остальные наложены ограничения).

  • Земельные участки, использование которых позволяет осуществлять выращивание некоторых технических культур, а также неприхотливых к плодородию почвы видов и сортов ягод, чая, винограда и риса.
  • Земельные участки, которые используются исключительно для возведения на их территориях сельскохозяйственных зданий, которые необходимы для того, чтобы происходило разведение крупного и мелкого рогатого скота и пр.
  • Земельные участки, которые подразумевают получение дохода от того, что на территории водных объектов, расположенных в границах надела, осуществляется выращивание и разведение рыбы и иных водных представителей. При этом ограничения и обязанности собственников прописаны не только в ЗК РФ, но и Водном кодексе РФ. Нарушение какого-либо правила может повлечь за собой санкции со стороны уполномоченных органов.
  • Земельные участки, в границах которых находятся лесные наделы. В данном случае ограничения на их использование, обязанности лиц собственников и основные принципы защиты территорий прописаны в ЛК РФ.
  • Прочие земли, на которых невозможно выращивание сельскохозяйственных культур с целью получения дохода от их реализации.

На сегодняшний день земельные наделы сельскохозяйственного предназначения используют для того, чтобы осуществить выращивание в границах плодородной почвы сельскохозяйственных культур с целью получения дохода.

Земельное законодательство предусматривает определенную классификацию земельных участков, которые имеют различное целевое предназначение.

Кроме того, Приказ Минэкономразвития РФ под № 540 предусматривает и определенные ограничения на использование земельных участков и способы извлечения дохода от эксплуатации наделов.

Классификатор земель подразумевает следующие возможности и способы использования сельхозугодий:

  • Растениеводство. В данном случае речь идет о том, что собственник имеет право на выращивание растений различных плодовых, сельскохозяйственных культур, которые можно реализовывать с целью получения дополнительного дохода.
  • Выращивание культур, которые причисляются к категории зерновых и иных культур сельскохозяйственного назначения с целью реализации и извлечения дохода. К таковым можно отнести: кормовые, бобовые, зерновые, эфирные виды растений.
  • Овощеводство. В данном случае речь идет об извлечении дохода от выращивания на территории земли листовых, бобовых, плодовых или луковичных культур, а также картофеля. Для осуществления этой цели может потребоваться строительство специализированных зданий, в том числе теплиц для защиты растений от вредного воздействия окружающей среды и повышения урожайности.
  • Садоводство. Данный тип подразумевает собой извлечение дохода от выращивания многолетних плодовых и ягодных растений, в том числе винограда. Разрешается постройка сельскохозяйственных зданий теплиц для защиты урожая.
  • Выращивание тонизирующих, цветочных культур, льна и конопли. В данном случае речь может идти как о производстве чая с целью получения дохода, так и, например, конопли. Но здесь существуют ограничения на реализацию продукции, которые закреплены в законодательстве России.

Защита и гарантии прав собственников земельных участков

Несмотря на то, что в законодательстве РФ прописаны основные гарантии прав собственников земельных участков, со стороны третьих лиц очень часто происходит злоупотребление правом, в том числе накладываются ограничения на использование территорий. В таком случае речь идет о нарушении права владения землей, прописанного в Конституции РФ.

Основные способы защиты от ограничения законных прав и интересов граждан — собственников земельных наделов — прописаны в рамках ГК РФ, в частности, в силу ст. 12 ГК РФ. Отдельные способы защиты от ограничения права прописаны и в земельном законодательстве.

В частности, защита законных прав и интересов правообладателя земельного участка может осуществляться следующими способами:

  • Признание права на использование земельного участка. Норма прописана в ст. 59 ЗК РФ. Опираясь на данную правовую норму можно сделать вывод о том, что защиту законных интересов от ограничения может осуществлять только сам обладатель, то есть собственник земельного участка.
  • Защита правомочий возможна и в случае, если будет восстановлено положение, которое было нарушено тем или иным правонарушением. В данном случае судебный орган принимает решение о том, что акт, составленный государственным или муниципальным органом власти, не является действительным, в частности, он повлек за собой нарушение интересов и прав гражданина РФ.
  • Защита со стороны суда возможна и в том случае, если акт, составленный госорганом или органом местного самоуправления, влечет за собой нарушение прав физлица или юрлица. В том случае если нарушение со стороны госаппарата будет доказано, то лицу собственнику земельного надела выплачиваются все убытки.

Таким образом, права собственников земли на использование земельных участков это не просто абстрактная категория, а одно из ключевых понятий земельного законодательства РФ.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemlya-v-sobstvennosti/prava-sobstvennikov-uchastkov-na-ispolzovanie-zemelnyh-uchastkov.html

Бесплатные земельные участки. 5 шт. на каждого

В ст.121 земельного кодекса говориться о том, что каждый украинец имеет право на земельные наделы...

Много подобных обращений поступает и в нашу компанию, с просьбой помочь получить земельный участок на праве бесплатной приватизации.

И хотя мы являемся проектной организацией, которая разрабатывает землеустроительную документацию на основании уже имеющегося разрешения, специалисты нашей компании провели поиски, и вот результаты.

Разрешения о возможности передачи в собственность земельного участка предоставляют:

  • местные органы самоуправления (городской, поселковый, сельский совет);
  • областные, районные советы;
  • районные и областные государственные администрации;
  • центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов в области земельных отношений и его территориальные органы;
  • Кабинет министров Украины.

В зависимости от  места нахождения и целевого назначения земельного нужно обращаться к тем или иным органам исполнительной власти и органов местного самоуправления.

 Ст.116 ЗКУ уточняет, что передача земельных участков бесплатно в собственность граждан проводится один раз по каждому виду использования.

Это означает, что каждый гражданин Украины имеет право совершенно бесплатно получить в свою частную собственность (приватизировать) пять земельных участков различного целевого назначения.

Это могут быть земли как в городах, поселках, других населенных пунктах, так и за их пределами (в зависимости от целевого назначения).

Ст.ст. 78, 81 ЗКУ разъясняет само понятие права собственности на землю, а также основания для приобретения земельного участка.

Где?

Законом не обусловлена необходимость получения земельного участка именно по месту жительства. Поэтому получить свой участок земли можно в любой области Украины. Конечно, «золотую» землю под Одессой или Киевом государство вряд ли подарит. А вот участок в сельской местности — вполне реальная история. Но и для этого необходимо потрудиться.

Земельные участки передаются в основном из земель запаса при их наличии.

  Органы местного самоуправления, при отказе могут сослаться на то, что свободных участков нет, проверить это достаточно сложно, поскольку в большинстве случаев в населенных пунктах нет утвержденных Генеральных планов, на которых должны отражаться земли, предусмотренные для развития и роста населенного пункта, то есть земли запаса.

Если Вы все-таки найдете такой участок, то Вам предстоит следующая процедура:

Процедура, документы, кабинеты

Общая процедура бесплатного получения гражданами Украины земельных участков на основании бесплатной приватизации регулируется ст. 118, 151 ЗКУ и включает в себя несколько этапов:

  1. Подача заявления (ходатайства) в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления (например, в горсовет) о выборе места расположения земельного участка, где  указываем:
  • ориентировочный размер земельного участка,
  • его целевое назначение,
  • к нему добавляем карту или графический рисунок, на котором указано местоположение желанной земли.
  1. Решение органов исполнительной власти и местного самоуправления о приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов (ч. 2 ст. 118 ЗКУ).

Через один календарный месяц он дает добро на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или мотивирует свой отказ.

Власть может обосновать отказ только по одной причине: несоответствие места расположения земельного участка требованиям законов и нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов, другой градостроительной документации.

В случае положительного решения гражданину дают разрешение на разработку проекта приватизации земельного участка.

  1. Разработка проекта отвода земельного участка — следующий этап. Для этого обращаемся в землеустроительную организацию, имеющую соответствующее разрешение (в составе организации должно быть не менее 2-х сертифицированных землеустроителей), с которой заключаем договор. Этим договором определяются условия и сроки разработки проекта землеустройства по отводу Вашего земельного участка ( ч.7 ст. 118 ЗКУ).

Работы проводятся на основании Типового договора на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, утвержденного Кабинетом министров Украины.

  1. Подаем проект отвода земельного участка  на согласование
  • управление архитектуры и градостроительства;
  • в местный орган государственной службы Украины, по вопросам геодезии, картографии и кадастра через местный Центр предоставления административных услуг;
  • утверждение проекта.
  1. Регистрация земельного участка в реестре имущественных прав.

Получив решение о предоставлении земельного участка в собственность, гражданин должен получить свидетельство о праве собственности на земельный участок, который является правоустанавливающим документом, подтверждающим право частной собственности на землю.

Нюансы…

Право на бесплатную приватизацию может быть использовано гражданином только один раз по каждому из пяти указанных выше видов использования участков (ч.4 ст. 116 ЗКУ). То есть, если человек получил участок под строительство — больше он не может претендовать на участок под строительство, но на другие виды земельных участков претендовать может.

При этом площадь участка, который приватизировал гражданин, не имеет значения: если гражданин получил 8 «соток» для строительства жилья в городе, он не имеет права требовать от местного совета передать ему еще 2 «сотки» бесплатно.

Закон знает только одно исключение: граждане Украины, которые реализовали свое право на бесплатную приватизацию земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в размере менее 2,0 гектара, имеют право на увеличение земельного участка в пределах норм, установленных ст.

121 Земельного кодекса Украины для ведения личного сельского хозяйства.

В случае приватизации участка одним из супругов, например, мужчиной, женщина не теряет права на бесплатную приватизацию.

Указанные выше 5 случаев бесплатной приватизации земли касаются ситуации, когда гражданин использует участок для удовлетворения своих собственных бытовых нужд.

Источник: https://advays-servis.com.ua/besplatnye-zemelnye-uchastki-5-sht-na-kazhdogo/

Как законно и бесплатно получить участок земли у государства

В ст.121 земельного кодекса говориться о том, что каждый украинец имеет право на земельные наделы...

  • для ведения личного сельского хозяйства — до 2 га земли,
  • для ведения садоводства — до 0,12 га земли,
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений:
    • в селах — до 0,25 га земли,
    • в поселках — до 0,15 га земли,
    • в городах — до 0,10 га земли;
  • для индивидуального дачного строительства — до 0,10 га земли
  • для строительства гаража — до 0,01 га земли
  • для ведения фермерского хозяйства (в размере земельной доли (пая) определенной для членов сельхозпредприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство)

При этом ст.116 ЗКУ уточняет, что передача земельных участков бесплатно в собственность граждан проводится один раз по каждому виду использования. Это означает, что каждый гражданин Украины имеет право совершенно бесплатно получить в свою частную собственность (приватизировать) шесть земельных участков различного целевого назначения. Это могут быть земли как в городах, поселках, других населенных пунктах, так и за их пределами (в зависимости от целевого назначения).

Где?

Законом не обусловлена ​​необходимость получения земельного участка именно по месту жительства. Поэтому получить свой ​​участок земли можно в любой области Украины. Конечно, «золотую» землю под Киевом государство вряд ли подарит. А вот участок в сельской местности — вполне реальная история. Но и для этого необходимо потрудиться.

Процедура, документы, кабинеты

Общая процедура бесплатного получения гражданами Украины земельных участков на основании бесплатной приватизации регулируется ст. 118, 151 ЗКУ и включает в себя несколько этапов:

1. Подача заявления (ходатайства) в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления (например, в горсовет) о выборе места расположения земельного участка, где  указываем:

  • ориентировочный размер земельного участка,
  • его целевое назначение,
  • к нему добавляем карту или графический рисунок, на котором указано местоположение желанной земли (ниже вы мы расскажем, как его определить),
  • письменное согласие землепользователя, заверенное нотариально (в случае изъятия земельного участка). Стоимость такого заверения у нотариуса в Киеве — от 600 грн.

Соответствующий орган местного самоуправления или орган исполнительной власти после регистрации заявления направляет его копии на рассмотрение в:

  • территориальные органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов;
  • органы градостроительства и архитектуры;
  • органы охраны культурного наследия;
  • органы охраны окружающей среды;
  • санитарно-эпидемиологическую службу;
  • территориальные органы исполнительной власти по вопросам лесного и/или водного хозяйства (при необходимости; п. 7 ст. 151 ЗКУ).

Они обязаны предоставить выводы о возможности отвода земельного участка для целей, указанных в заявлении, предельных размерах, площади земельного участка и условия его отвода.

2. Решение органов исполнительной власти и местного самоуправления о приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов (ч. 2 ст. 118 ЗКУ).

Через один календарный месяц он дает добро на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или мотивирует свой ​​отказ.

Власть может обосновать отказ только по одной причине: несоответствие места расположения земельного участка требованиям законов и нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов, другой градостроительной документации.

В случае положительного решения гражданину дают разрешение на разработку проекта приватизации земельного участка.

3. Разработка проекта отвода земельного участка — следующий этап. Для этого обращаемся в землеустроительную организацию, имеющую соответствующую лицензию, с которой заключаем договор. Этим договором определяются условия и сроки разработки проекта землеустройства по отводу вашего земельного участка ( ч.7 ст. 118 ЗКУ).

Работы проводятся на основании Типового договора на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, утвержденного Кабинетом министров Украины.

4. Подаем проект отвода земельного участка в Комиссию по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Она в течение трех недель должна предоставить соответствующему органу исполнительной власти свое заключение: согласовать проект или отказать.

Если проект землеустройства подлежит обязательной государственной экспертизе землеустроительной документации, Комиссия представляет согласованный проект на экспертизу соответствующему органу земельных ресурсов.Стоимость такого проекта в зависимости от организации-исполнителя составляет 1-3 тыс. грн.

5. Получение государственного акта на право собственности на земельный участок.

 Согласованный проект отвода земельного участка подают в тот орган, который выдал разрешение на разработку этого проекта, где в течение двух недель принимается решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность (ч. 10 ст. 118 ЗКУ). Отказ или оставление ходатайства без рассмотрения могут быть обжалованы в суде.

Получив решение о предоставлении земельного участка в собственность, гражданин должен получить государственный акт на право собственности на земельный участок, который является правоустанавливающим документом, подтверждающим право частной собственности на землю. А с 1 января 2013 г. государственные акты на право частной собственности на землю могут не выдаваться, а право на землю и другую недвижимость удостоверяется одним и тем же документом — Выдержкой (Витягом) из Госреестра прав.

Упрощенный порядок приватизации земельных участков

Кстати, если у вас уже есть земельный участок, но вы еще не приватизировали его, то знайте, что по закону вы можете сделать это по упрощенной схеме.

Кабмин Украины в 2009 г. принял Порядок бесплатного оформления и выдачи гражданам Украины государственных актов на право собственности на земельные участки, утвержденный Постановлением от 05.08.2009 г. № 844 (далее — Порядок). В этом документе сказано, что с 2009 года и в последующие годы для граждан устанавливается упрощенная процедура бесплатной приватизации земельных участков.

Действует упрощенный порядок получения государственных актов для земельных участков со следующими целевыми назначениями:

  • для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных сооружений,
  • ведения личного сельского хозяйства в пределах населенных пунктов,
  • ведения садоводства (согласно ст. 121 ЗКУ).

Чтобы получить государственный акт на право собственности на земельный участок, гражданин должен подать сельскому, поселковому, городскому голове по месту нахождения земельного участка следующие документы:

  • заявление;
  • копию документа, удостоверяющего личность;
  • копию документа о присвоении идентификационного номера (ИНН) согласно Госреестру физических лиц-плательщиков налогов;
  • копию решения о передаче земельного участка в собственность, принятого органом местного самоуправления или районной госадминистрацией, а также в случае наличия — техническую документацию по землеустройству или проект отвода земельного участка, разработан и утвержден до 15 августа 2009 года

Территориальным органам Госкомзема, районным госадминистрациям, органам местного самоуправления запрещается требовать от граждан любые другие документы, кроме предусмотренных выше (п. 2 Порядка).

Следует заметить, что в соответствии с пунктом 3 Порядка, техническая документация готовитсядля граждан бесплатно, за средства государственного бюджета.

Согласно пункту 11 Порядка, выдача государственного акта на право собственности на земельный участок осуществляется в срок до 30 рабочих дней со дня поступления заявления, по месту расположения земельного участка.

При этом финансирование работ и услуг, связанных с подготовкой технической документации, оформлением и выдачей государственных актов на право собственности на земельный участок, осуществляется заказчиком за счет государственного бюджета (п. 14 Порядка).

Нюансы, подводные камни

Право на бесплатную приватизацию может быть использовано гражданином только один раз по каждому из шестиуказанных выше видов использования участков (ч.4 ст. 116 ЗКУ). То есть, если человек получил участок под строительство — больше он не может претендовать на участок под строительство, но на другие виды земельных участков претендовать может.

При этом площадь участка, который приватизировал гражданин, не имеет значения: если гражданин получил 8 «соток» для строительства жилья в городе, он не имеет права требовать от местного совета передать ему еще 2 «сотки» бесплатно.

Закон знает только одно исключение: граждане Украины, которые реализовали свое право на бесплатную приватизацию земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в размере менее 2,0 гектара, имеют право на увеличение земельного участка в пределах норм, установленных ст.

121 Земельного кодекса Украины для ведения личного сельского хозяйства.

В случае приватизации участка одним из супругов, например, мужчиной, женщина не теряет права на бесплатную приватизацию, но приватизированные ими участки считаются их совместной собственностью.

Указанные выше 6 случаев бесплатной приватизации земли касаются ситуации, когда гражданин использует участокдля удовлетворения своих собственных бытовых нужд.

Если же речь идет об осуществлении хозяйственной деятельности, то ЗКУ позволяет также и бесплатную приватизацию земельных участков лесного фонда площадью до 5 га в составе фермерских, сельских и других хозяйств.

То есть граждане не имеют права бесплатно приватизировать земли лесного фонда для строительства индивидуального жилья или дачи.

Еще один аспект — Земельным кодексом установлены максимальные размеры земельных участков, которые могут предоставить бесплатно в собственность, большего размера земельный участок бесплатно предоставить не могут. Но меньше эти нормы предоставить могут.

Как проверить землю на «свободность»?

Чтобы проверить землю на наличие или отсутствие владельца, достаточно написать запрос в департамент архитектуры, градостроительства и кадастра и добавить к нему распечатку с GoogleMaps.

В составе департамента есть служба кадастра, которая ведет учет земель, зданий, инженерных сетей и дорог. Им нужно написать запрос: «Рядом со мной есть земельный участок, прошу сообщить мне о том, принадлежит ли она кому-то на праве собственности».

Поднимая и анализируя архивные документы, они дают ответ. Вариантов может быть несколько, начиная с того, что земля полностью свободна и заканчивая тем, что она полностью оформлена.

Если вдруг повезло получить положительный ответ от департамента архитектуры, здесь обещают, что земля очень скоро будет вашей! Остается только подать заявление в горисполком, получить разрешение сессии, департамента архитектуры, земельного кадастра и пожалуйста — стройтесь на здоровье.

Судебная защита

Общая процедура бесплатной приватизации земельного участка достаточно длительная и предполагает ряд согласований.

Как показывает практика, самостоятельно получить земельный участок в собственность, реализовав свое конституционное право, простому гражданину нелегко, хоть и возможно.

Единственный способ правовой защиты в случае прохождения всей описанной процедуры и получения отказа — обращение в суд, которое тоже далеко не всегда приводит к быстрому и эффективному решению проблемы.

Итого

Итак, что же нужно знать, чтобы иметь возможность бесплатно получить участок земли в нашей стране:

  • Каждый гражданин Украины (не зависимо от возраста, статуса, социального положения) может воспользоваться таким правом.
  • Возможно получить бесплатно 6 участков земли, но только не более 1-го участка каждого целевого назначения.
  • Участок земли можно получить как в городах, поселках, других населенных пунктах, так и за их пределами (в зависимости от целевого назначения).
  • Необходимо пройти непростую процедуру бесплатного получения земельных участков, подготовить целую кипу документов.
  • Процедура не такая уж бесплатная: нужно заплатить нотариусу (от 600 грн), землеустроительной организации (1-3 тыс. грн), госпошлины и прочие  растраты на оформление документации.
  • Земельные ресурсы являются ресурсами ограниченными и не возобновляемыми, то есть рано или поздно земля «закончится».
  • Также нужно помнить, что действует это право, пока действует сегодняшняя Конституция Украины и Земельный Кодекс Украины. И не следует исключать возможность неожиданного завершения бесплатной приватизации.

Илона Шустова

Источник: https://minfin.com.ua/2014/08/29/4462617/

Юрист в законе
Добавить комментарий